Тема 5. Процесс внутрифирменного управления. Процесс принятия решений. Функции управления

Преимущества и недостатки орг.форм предпринимательства

Вид орг.- прав.-ой формы Преимущества Недостатки
Производст­венный коопе­ратив 1.Прибыль и имущество после ликвидации распределяется в соответствии с трудовым участием членов кооператива. Это матери­ально заинтересовывает членов кооперати­ва в добросовестном отношении к труду. 2.Не ограничивает максимальное число чле­нов кооператива. 3Равные права членов кооператива в управ­лении, т.к. каждый имеет только один го­лос. Ограничивает минимальную числен­ность (не менее 5). Каждый член кооператива несет огра­ниченную субсидиарную ответствен­ность по долгам кооператива. Предполагает личное участие в деятель-ности кооператива.
Хозяйствен­ные товарище­ства (полное товарищество на вере) 1.Аккумулирование средств в относительно короткие сроки. 2. Член товарищества имеет право занимать­ся предпринимательской деятельностью. 3.Члены товарищества несут неограничен­ную ответственность по обязательствам. Это заинтересовывает кредиторов. Дополнительным преимуществом товари­ществ на вере является то, что они имеют возможность для увеличения капитала при­влекать средства вкладчиков. Требует высокого уровня доверия ме­жду членами тов-ва. Член товарищества несет полную и солидарную неограниченную ответст­венность по обязательствам организа­ции (отвечает вкладом и имуществом).
Акционерные общества закрытого типа 1.ЗАО имеет право выпускать акции. 2.Акционер несет ограниченную ответст­венность (в пределах своих акций) в слу­чае банкротства общества. 3.Акционерами могут быть толь­ко члены трудового коллектива или иного заранее определенного круга лиц. 4.Небольшой размер уставного капитала (100-кратный минимальный размер опла­ты труда). 5.Небольшая численность учредителей (до 50 человек), что позволяет повысить уровень управление хозяйственной деятельности и ответственность за результаты труда. 6.Учредительным документом для общест­ва является только устав. 7.Может быть преобразовано в ООО или производственный кооператив. Ограниченная численность учредите­лей, что не позволяет расширить размер уставного капитала. Получить свою долю в суммовом выра­жении возможно при увольнении или уходе на пенсию

1.Моделирование ситуаций и разработка решений

2.Природа и состав функций менеджмента.

3.Основные этапы стратегического управления. Тактическое планирование.

4.Регулирование и контроль в системе менеджмента

5.Эффективность управления фирмой. Теоретические основы мотивированного поведения работников

6.Методы воздействия на персонал. Мотивация деятельности в менеджменте

1. Моделирование ситуаций и разработка решений

Процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Управленческое решение – центральный момент всего процесса управления, результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

В табл. представлено содержание основных этапов принятия и реализации решения.

Таблица

Содержание основных этапов принятия и реализации решения

Фаза Содержание фазы
1. Сбор информации о возможных проблемах 1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы 1.2. Наблюдение за внешней средой
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы 2.1. Описание проблемной ситуации 2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 2.3. Формулировка проблемы 2.4. Оценка ее важности 2.5. Выявление причин возникновения проблемы
3. Формулирование целей решения проблемы 3.1. Определение целей фирмы 3.2. Формулировка целей решения проблемы
4. Обоснование стратегии решения проблемы 4.1. Детальное описание объекта 4.2. Определение области изменения переменных факторов 4.3. Определение требований к решению 4.4. Определение критериев эффективности решения 4.5. Определение ограничений
5. Разработка вариантов решения 5.1. Расчленение задачи на подзадачи 5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 5.3. Построение моделей и проведение расчетов 5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме
  5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 5.7. Разработка вариантов решения всей задачи
6. Выбор лучшего варианта 6.1. Анализ эффективности вариантов решения 6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров
7. Корректировка и согласование решения 7.1. Проработка решения с исполнителями 7.2. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами 7.3. Утверждение решения
8. Реализация решения 8.1. Подготовка рабочего плана реализации 8.2. Его реализация 8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения

При принятии решений широко используется моделирование проблемных ситуаций. Моделирование– процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему. Модель– это некоторый материальный или абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания.

При разработке решений широко используются:

- концептуальное моделирование, т.е. предварительное содержательное описание исследуемого объекта, которое не содержит управляемых переменных, играет вспомогательную роль. Модели имеют вид схем, отражающих наши представления о том, какие переменные наиболее существенны и как они связаны между собой;

- математическое моделирование, т.е. процесс установления соответствия реальному объекту некоторого набора математических символов и выражений. Математические модели наиболее удобны для исследования и количественного анализа, позволяют не только получить решение для конкретного случая, но и определить влияние параметров системы на результат решения;

- имитационное моделирование, т.е. воспроизведение (с помощью ЭВМ) алгоритма функционирования сложных объектов во времени, поведения объекта. Имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания. Это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения испытаний с реальным объектом проводятся опыты на математических моделях.

Выделяют следующие основные этапы построения математических моделей.

1.Содержательное описание моделируемого объекта. Такое предварительное, приближенное представление объекта исследования называется концептуальной моделью. Этот этап является основой для последующего формального описания объекта.

2.Формализация операций. На основе содержательного описания определяется и анализируется исходное множество характеристик объекта, выделяются наиболее существенные из них. Затем выделяют управляемые и неуправляемые параметры, вводят символьные обозначения. Определяется система ограничений, строится целевая функция модели. Таким образом, происходит замена содержательного описания формальным (символьным, упорядоченным).

3.Проверка адекватности модели. По результатам проверки модели на адекватность принимается решение о возможности ее практического использования или о проведении корректировки.

4.Корректировка модели. На этом этапе уточняются имеющиеся сведения об объекте и все параметры построенной модели. Вносятся изменения в модель и вновь выполняется оценка адекватности.

5.Оптимизация модели. Сущность оптимизации (улучшения) моделей состоит в их упрощении при заданном уровне адекватности. В основе оптимизации лежит возможность преобразования моделей из одной формы в другую. Основными показателями, по которым возможна оптимизация модели, являются время и затраты средств для проведения исследований и принятия решений с помощью модели.

Природа и состав функций менеджмента.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трехосновных группах:

общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления:

прогнозирование и планирование;организация работы; мотивация; координация и регулирование; контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. Рекомендуется их типовой состав:

перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;

– организация работ по стандартизации;

– учет и отчетность;

– экономический анализ;

– техническая подготовка производства;

– организация производства;

– управление технологическими процессами;

– оперативное управление производством;

– метрологическое обеспечение;

– технологический контроль и испытания;

– сбыт продукции;

– организация работы с кадрами;

– организация труда и заработной платы;

– материально-техническое снабжение;

– капитальное строительство;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: