Вильям Шекспир

Англия

Закончилась Столетняя война Англии и Франции и вспыхнувшая следом Война Алой и Белой Розы (1455-1485 - династии Йорков и Ланкастеров сражались за трон). В результате междинастического брака – на троне династия Тюдоров – Генрих VII (правил в 1485-1509), Генрих VIII (правление 1509-1547), королева Елизавета Английская (1558 - 1603).

Томас Мор (1478-1535) («Фома Морий Англичании, сей славный и мудрый человек») – у истоков английского Возрождения. Потомственный юрист, учился в Оксфорде. Ценил Платона («Государство») и Августина («О граде Божием). Конец XV века – в университетах введены классические языки (латынь, древнегреческий), с 1478 г. распространяется книгопечатание. В 1504 г. Мор – избран в парламент, в палату общин. Карьера – от члена парламента до лорда-канцлера Англии (1529). Родоначальник новой английской прозы. Написал «Историю Ричарда III» - образец гуманистической историографии. Знаменит как автор «Утопии» (написана на латыни) - 1516 год (полное название – «Libellus aureus nec minus salutaris quam festivus de optimo reipublicae statu deque nova insula Utopia» - «Золотая книжица, столь же полезная, сколь забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»). Автор беседует с неким Рафаилом Гитлодеем (якобы спутником Америго Веспуччи), побывавшим в Утопии (где-то в Новом Свете). Интерес к его рассказу велик: «Действительно, на хищных Сцилл, и сирен, и пожирающих народы Лестригонов… можно наткнуться почти всюду, а граждан, воспитанных в здравых и разумных понятиях, нельзя найти где угодно». Рафаил вначале перечисляет «ошибки наши»: короли больше заботятся о приобретении новых царств, нежели о надлежащем управлении приобретенными; нищенство и бродяжничество (войны увечат многих); овцы стали такими прожорливыми и неукротимыми («огораживание» - людей сгоняют с земли лендлорды, чтобы разводить овец); неуместная роскошь немногих; философы не соблаговоляют уделять советы царям, у государей нет места для философии. Рафаил замечает – «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-нибудь возможно правильное и успешное ведение государственных дел». При этом: «Нищета и недостаток притупляют настроение, приучают к терпению и отнимают у угнетенных благородный дух восстания». В Утопии правильно организовано управление государством, все люди владеют двумя ремеслами и работают 6 часов в день. Нет огромной и праздной толпы (священники, чернецы, богачи, челядь, нищие), как среди соотечественников автора. Нет занятий, «служащих только роскоши и похоти». Каждый довольствуется «одним платьем и притом обычно на два года». (В других местах - «одному человеку – четыре-пять верхних шерстяных одежд, разноцветных, столько же шелковых рубашек, иным неженкам мало и десяти». «Может ли кто-нибудь быть настолько безумным, чтобы вообразить себя более благородным из-за нитей более тонкой шерсти, раз эту самую шерсть, из каких бы тонких нитей она ни была, некогда носила овца и все же она не была ничем другим, как овцой».). Золото и серебро – в небрежении, драгоценные камни – игрушки детям. «Как можно восхищаться блеском жемчужинки, если можно созерцать звезду или солнце».

У утопийцев принято жить и работать то в городе, то в деревне. Земледелие на высоте. Немногим в Утопии – «освобождение для основательного прохождения наук. Если кто из этих лиц обманет возложенную на него надежду, то его удаляют обратно к ремесленникам».

В Утопии есть рабы, это преступники (свои и чужих народов). Брачный возраст – 18 и 22 года. Жениха и невесту показывают друг другу нагими, чтоб не скрывали увечность. В Утопии «свобода веровать во что угодно», в т.ч. - эвгемеризм; «большая часть – в некое единое божество, вечное, необъяснимое, которому обязаны и созданием вселенной, и провидением». Священников немного, ими могут быть и женщины, пожилые вдовы. Иностранцы «бывают в малом количестве и редко». Путешествия утопийцев – «получают на то дозволение… на путешествие, предписывающее день возвращения… Кто преступит свои пределы по собственному почину, подвергается позорному обхождению. Дерзнувший на то вторично – обращается в рабство». «Присутствие на глазах у всех создает необходимость проводить все время или в привычной работе, или в благопристойном отдыхе».

Мнимая наивность повествования – сродни сократической иронии, особого рода насмешке – «А как же знатность? Великолепие? блеск? Краса государства?»

Таким образом, Мор становится благодаря этой книге отцом утопического социализма. (В гербе Утопии – серп, молот, колосья). Он – родоначальник жанра утопии (букв. «место, которого нет» или «eu»- «совершенный» +«topos» - место).

Т.Мор противодействовал Реформации, сохранил верность папе, не принес присягу королю Генриху VIII как главе новой англиканской церкви. Казнен во дворе Тауэра. Через 400 лет, в 1935 г. – канонизирован католической церковью (объявлен святым).

О.Уайльд: «На карту Земли, на которой не обозначена Утопия, не стоит смотреть, так как эта карта игнорирует страну, к которой неустанно стремится человечество».

В ХХ веке в литературе появится термин «дистопия» («плохая утопия») и «антиутопия» - так называемая негативная утопия (О.Хаксли, «О дивный новый мир», Дж.Оруэлл «1984» и др.) – роман-предупреждение, перевернутая утопия.

Байрон: «Уильям Единственный», «Его Британское высочество»

Явление Шекспира возникло не на пустом месте. Духовный подъем и насыщенность культурной жизни – отличие шекспировской, елизаветинской эпохи (поэт жил в годы правления королевы Елизаветы). Великие географические открытия, образование современного национального государства, утрата церковью монополии в духовной жизни - это время крупной национальной политики, заря капиталистической эры, инициативы, предприимчивости, кипение жизни во всех ее противоречиях. Англия в XV-XVI вв. – значительное развитие поэзии (Уайет, Серрей, Сидней, Спенсер) и театра, драматургии. В то время существовал придворный, частный театр (знатные дома, светская публика) и общедоступный – основная линия развития связана с ним. «Университетские умы» - молодые магистры из Оксфорда и Кэмбриджа – драматурги Марло, Грин, Кид – подготовили почву для Шекспира, обратились к потребностям народного театра. Драма – любимое национальное увеселение, театр заменял народу книги. Все, что в древней и новой истории и литературе было интересно, инсценировалось драматургами. Примитивность декораций восполнялась богатством поэтических описаний. Зритель того времени не интересовался повседневным и рядовым, то было время смелых авантюр и великих поисков, обостренного чувства жизни. Мораль гуманистов – развить в себе все задатки, заложенные природой, быть деятельным, испытать все, завоевать жизнь и все ее блага, не ставить пределов своим стремлениям – таковы и герои Шекспира. От маленькой елизаветинской Англии страна движется к мировой державе, превращается в «Гордый Альбион».

В.Шекспир(1564-1616) – уроженец Стратфорда-на-Эйвоне. Его отец – ремесленник и торговец. Шекспир учился в грамматической школе родного города – по сути, начальное образование. Рано женился, жену звали Анна Хэтуэй, она родила ему дочь и сына Гамлета, который рано умер. В 1587 г. Шекспир приезжает в Лондон. Он трудится рабочим сцены, выступает в качестве актера на небольших ролях, становится кем-то вроде сценариста – обрабатывает старые пьесы, и, наконец, создает свои собственные. Публикует две поэмы – «Венера и Адонис», «Лукреция». Труппа строит для себя большое театральное здание – «Глобус». В 1603 г. удостоилась именоваться «королевской». За 4 года до смерти Шекспир вернулся в Стрэтфорд, купил самый большой каменный дом в городе. Оставил завещание, смущающее биографов своей прозаичностью (кровать получше – дочери, похуже – жене и т.д.) Ни слова о своем творчестве не говорит в этом документе, бесспорно, подлинном.

«Шекспировский вопрос» возник в нач. XVIII века (Никлз Роу, издатель, собирал сведения о Шекспире) - вопрос об авторстве 37 пьес и 154 сонетов – связан с этим расхождением между прозаичной бюргерской биографией и масштабом творчества. (Почему драматург имеет не такую биографию, какую должен иметь? Должен происходить из знатной семьи, окончить университет, совершить образовательные путешествия, иметь хорошую библиотеку, написать четвертую часть того, что написал). Шекспир – сын заурядных родителей, не заканчивал университетов, не совершил длительных путешествий, не был близок ко двору. Богемный и бюргерский Шекспир плохо соединялись в один образ. Из произведений мы выносим впечатление о Шекспире как о человеке необыкновенном, но его биография рисует ординарного человека. На «роль» Шекспира сторонники антишекспировских версий (англичане называют их нон-стрэтфордианцами – non-stratfordian, в их числе В.Набоков; эти люди убеждены, что актер-ростовщик Вилл Шекспир, не удосужившийся обучать родную дочь грамоте, оставивший немало собственноручно написанных залоговых бумаг, но ни единой собственноручно написанной стихотворной или прозаической строчки, не может иметь отношения к созданию приписываемых ему историей творений, хотя многовековая традиция и заставляет всех этим именем пользоваться) выдвигали Фрэнсиса Бекона, Кристофера Марлоу, лорда Ретленда (его университетское прозвище – «Шекспир», «потрясающий копьем») и самое королеву Елизавету. Московский ученый Илья Гилилов написал книгу «Игра об Уильяме», где выдвинул гипотезу, что некая группа аристократов подписывала свои сочинения именем актера Шекспира. А.Луначарский, нарком просвещения в правительстве Ленина, настаивал на подлинности шекспировского авторства: не могли простые люди родить Шекспира – значит, его родила эпоха, титаническая по запросам и возможностям.

Бесспорно то, что пьесы написаны человеком театра. Они – не для чтения, это сценарии театральных постановок для определенной труппы. Автор до мелочей знает театральную работу. Такого рода пьесы нельзя было научиться писать в университетах того времени, где царил дух подражания античности. У Шекспира нет трех единств, соединено трагическое и смешное, не одно действие, а цепь происшествий, часто 2-3 параллельные линии действия. Характеры у древних обладали 1-й важной чертой, у Шекспира – многогранны и полифоничны, не статичны, но в развитии. Это новшества, которые связывают с Шекспиром. В «Гамлете» сцена с могильщиками указывает также и на реалии, знакомые сыну кожевенных дел мастера, перчаточника. То, что аристократическая среда представлена в пьесах довольно точно, может подтверждаться тяготением аристократов к театру, Шекспир мог водить с ними близкое знакомство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: