Для нашего исправления

НАДО СМИРЕННО ПРОСИТЬ МИЛОСТИ БОЖИЕЙ

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ БОЖИЙ.

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), -- говорит нам Спаситель. Пища Духовная так же необходима душе человеческой, как и пища -- Телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его?

Церковь -- Небо на земле; совершающееся в ней богослужение -- дело Ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане -- получают Благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях. «Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и поспеши в церковь Божию, -- говорит святитель Феофан Затворник. -- Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе -- о Небе земном, чтобы там освятить твою душу Благодатию Христовою, а возможно, он зовет туда и для того, чтобы отвести тебя -- от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности...»

-- Геронда, когда святые отцы говорят, что покаяние заключается в том, что человек принимает решение не повторять предшествующих грехов и скорбит о них, то это значит, что мы должны помнить о совершенных нами грехах постоянно?


-- Нет, не нужно помнить каждый грех отдельно, но надо иметь ОСОЗНАНИЕ своей греховности. До какого-то момента человек должен думать о своем прегрешении, а затем ему следует смиренно просить милости Божией -- и если у него нет гордости, то Бог ему поможет. Особенно человеку чувствительному: если он покаялся и поисповедовался в своих старых грехах, то ему лучше -- их забыть. Ведь иначе тангалашка может напоминать ему его старые грехи, удручать его помыслами, для того чтобы отнимать у него время и отрывать его от молитвы. Однако если человек, не отличающийся чуткостью, видит, как в нем рождается гордость, то будет неплохо, если он вспомнит свои грехи, для того чтобы смириться.


-- Геронда, а может ли человек осознавать свою греховность, но при этом не иметь покаяния?

-- Может, если у него нет смирения. Когда к покаянию примешивается Эгоизм, то человек без конца мучает себя мыслями: "Как же я мог это сделать?", "Как посмотрят на это люди?", "Что же обо мне подумают?" -- и терзается. В словах "Как же я снова мог это сделать?" и "Как я мог до такого докатиться?" -- Есть ЭГОИЗМ. Покаяния в таких словах -- НЕТ.

Человек должен понять, что он согрешил, и, поняв это, смиренно попросить милости Божией. "Боже мой, -- должен сказать такой человек, -- я согрешил, прости меня. Вот такая я дрянь. Пожалей меня. Если Ты не поможешь мне, то я могу стать еще хуже, лучше я стать не могу. Сам я, без Твоей милости и помощи никогда -- не исправлюсь". И, сказав это, надо постараться – НЕ ПОВТОРЯТЬ свой грех. Многие, согрешив, испытали боль не потому, что они пали в глазах людей, а из-за того, что они -- РАНИЛИ своим грехом Бога.


Если живший по-мирски человек прерывает свои связи с мирским духом, то потом часто и не желая того, он чувствует, что этот дух влечет его к себе. Однако такому человеку не нужно отчаиваться. Я думаю, что в подобном случае преуспеянием будет и начавшаяся в грешнике добрая обеспокоенность, которая обличает его душу за совершенные проступки и за то, что он мог сделать что-то доброе, но не сделал этого. Потихоньку происходит борьба, человек невольно смиряется и понимает, что без помощи Божией он ничего – НЕ СДЕЛАЕТ. Тогда он объясняет всё доброе -- Благодатью Божией и воистину верует в слова, сказанные Господом: "Без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же". Если впоследствии такой человек станет любочестно, со многим смирением подвизаться, уповая при этом на Всесилие Божие, то Благий Бог его помилует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: