НАДО СМИРЕННО ПРОСИТЬ МИЛОСТИ БОЖИЕЙ
О НЕОБХОДИМОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ БОЖИЙ.
«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), -- говорит нам Спаситель. Пища Духовная так же необходима душе человеческой, как и пища -- Телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его?
Церковь -- Небо на земле; совершающееся в ней богослужение -- дело Ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане -- получают Благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях. «Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и поспеши в церковь Божию, -- говорит святитель Феофан Затворник. -- Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе -- о Небе земном, чтобы там освятить твою душу Благодатию Христовою, а возможно, он зовет туда и для того, чтобы отвести тебя -- от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности...»
-- Геронда, когда святые отцы говорят, что покаяние заключается в том, что человек принимает решение не повторять предшествующих грехов и скорбит о них, то это значит, что мы должны помнить о совершенных нами грехах постоянно?
-- Нет, не нужно помнить каждый грех отдельно, но надо иметь ОСОЗНАНИЕ своей греховности. До какого-то момента человек должен думать о своем прегрешении, а затем ему следует смиренно просить милости Божией -- и если у него нет гордости, то Бог ему поможет. Особенно человеку чувствительному: если он покаялся и поисповедовался в своих старых грехах, то ему лучше -- их забыть. Ведь иначе тангалашка может напоминать ему его старые грехи, удручать его помыслами, для того чтобы отнимать у него время и отрывать его от молитвы. Однако если человек, не отличающийся чуткостью, видит, как в нем рождается гордость, то будет неплохо, если он вспомнит свои грехи, для того чтобы смириться.
-- Геронда, а может ли человек осознавать свою греховность, но при этом не иметь покаяния?
-- Может, если у него нет смирения. Когда к покаянию примешивается Эгоизм, то человек без конца мучает себя мыслями: "Как же я мог это сделать?", "Как посмотрят на это люди?", "Что же обо мне подумают?" -- и терзается. В словах "Как же я снова мог это сделать?" и "Как я мог до такого докатиться?" -- Есть ЭГОИЗМ. Покаяния в таких словах -- НЕТ.
Человек должен понять, что он согрешил, и, поняв это, смиренно попросить милости Божией. "Боже мой, -- должен сказать такой человек, -- я согрешил, прости меня. Вот такая я дрянь. Пожалей меня. Если Ты не поможешь мне, то я могу стать еще хуже, лучше я стать не могу. Сам я, без Твоей милости и помощи никогда -- не исправлюсь". И, сказав это, надо постараться – НЕ ПОВТОРЯТЬ свой грех. Многие, согрешив, испытали боль не потому, что они пали в глазах людей, а из-за того, что они -- РАНИЛИ своим грехом Бога.
Если живший по-мирски человек прерывает свои связи с мирским духом, то потом часто и не желая того, он чувствует, что этот дух влечет его к себе. Однако такому человеку не нужно отчаиваться. Я думаю, что в подобном случае преуспеянием будет и начавшаяся в грешнике добрая обеспокоенность, которая обличает его душу за совершенные проступки и за то, что он мог сделать что-то доброе, но не сделал этого. Потихоньку происходит борьба, человек невольно смиряется и понимает, что без помощи Божией он ничего – НЕ СДЕЛАЕТ. Тогда он объясняет всё доброе -- Благодатью Божией и воистину верует в слова, сказанные Господом: "Без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же". Если впоследствии такой человек станет любочестно, со многим смирением подвизаться, уповая при этом на Всесилие Божие, то Благий Бог его помилует.