Г Л А В А 3
ТРИ СТАДИИ ВОСПЕВАНИЯ
Далее мы рассмотрим различные стадии воспевания Святого Имени и их связь с различными уровнями сознания Кришны. Итак, известны следующие стадии воспевания Святого Имени Господа:
1. ШУДДХА-НАМА. Стадия чистого воспевания, на которой Господь полностью открывает Себя, а также все Свои бесчисленные энергии преданному. ШрилаБхактивинода Тхакур описывал воспевание Святого Имени на уровне шуддха-намы следующим образом:
«Святое Имя – бутон цветка божественной любви, обитель удивительных духовных вкусов. Когда бутон Святого Имени распускается, оно открывает мне Свою божественную форму и качества, которые очаровывают мое сердце и навеки привязывают его к Кришне. Когда цветок Святого Имени, он переносит меня во Врадж и являет мне божественные развлечения Господа. Святое Имя дарует мне вечное духовное тело и полностью разрушает материалистический образ мыслей. Имя Кришны – трансцендентный философский камень, сокровищница бесконечных вкусов бхакти. Оно свободно от любых отождествлений и является олицетворением чистой расы. Когда все препятствия, стоящие на пути чистого воспевания Святого Имени будут преодолены, во мне пробудится истинное счастье».
|
|
Преданный, достигший уровня шуддха-намы, обретает чистую любовь к Богу.
2. НАМА-АБХАСА. Это стадия очищения, на которой человек прилагает сознательные усилия для того, чтобы избегать оскорблений во время воспевания и внимательно слушает Святое Имя. На этой стадии воспевания чистая любовь к Богу еще не присутствует – она появляется лишь на стадии шуддха-намы. И тем не менее, намабхаса является ступенью к чистому воспеванию и избавляет человека от последствий греховной деятельности. Служа духовному учителю и внимательно повторяя Святое Имя, человек поднимается до уровня шуддха-намы, достигая конечной цели – чистой любви к Господу.
3. НАМА-АПАРАДХА. Воспевание Святого Имени, оскверненное оскорблениями. До тех пор, пока воспевание Святого Имени сопряжено с оскорблениями, достичь любви к Богу невозможно. Единственное, что можно посоветовать человеку, задержавшемуся на этой стадии – как можно скорее переходить на следующую. От оскорблений необходимо избавиться.
НАМА-АПАРАДХА –
ВОСПЕВАНИЕ НА СТАДИИ ОСКОРБЛЕНИЙ
Практика воспевания Святого Имени Кришны должна приводить к чистой любви к Богу; с ее помощью мы должны избавиться от материальных желаний и достичь совершенства. Если этого не происходит или же процесс идет очень медленно, следует предположить, что мы совершаем оскорбления по отношению к Святому Имени Господа. Каковы же эти оскорбления, лишающие нас плодов нашей духовной практики, и как их избежать?
|
|
Беседуя с Нарадой Муни, великий мудрец Санат-Кумара упомянул, что оскорбительными считаются следующие действия:
1. критика преданных, посвятивших свою жизнь распространению Святого Имени.
2. Уверенность в том, что имена полубогов, таких, как Шива или Брахма, тождественны имени Господа Вишну.
3. Отказ повиноваться указаниям духовного учителя.
4. Критика ведических писаний, а также трудов, следующих ведической традиции.
5. Уверенность в том, что значимость воспевания Святого Имени преувеличена.
6. Произвольное толкование Святого Имени Господа.
7. Совершение греховных действий в расчете на искупительную силу Святого Имени Господа.
8. Уверенность в том, что воспевание Святого Имени – одно из ритуальных действий, направленных на получение материальных благ (карма-канда).
9. Разговоры о величии Святого Имени с людьми, не имеющими веры.
10. А) отсутствие веры и сохранение материальных привязанностей.
Б) отсутствие внимания во время воспевания Святого Имени.
Совершая оскорбления Святого Имени, мы теряем вкус к духовной деятельности и возможность черпать удовольствие в преданном служении. Мы уподобляемся больному человеку, не чувствующему влечения к вкусной пище. Однако, если человек будет принимать лекарство и соблюдать диету, он сможет снова употреблять привычную пищу. Подобным образом, благодаря долгой и упорной духовной практике преданный может избавиться от последствий нама-апарадх и вкус к воспеванию Святого Имени вернется к нему. Любовь к Богу пробуждается в сердце преданного благодаря регулярному слушанию повествований о Господе и воспеванию Святого Имени. Шрила Рупа Госвами описывает этот процесс следующим образом:
«Начинающий преданный должен стремиться к самоосознанию. Результатом этого станет желание общаться с людьми, достигшими определенных духовных высот. Следующая ступень – посвящение, данное истинным духовным учителем, с которого преданный-новичок начинает свой духовный путь. Служа Господу под руководством духовного учителя, человек освобождается от материальных привязанностей, утверждается на пути самореализации и обретает вкус к беседам об Абсолютной Личности Бога, Шри Кришне. Этот вкус способствует дальнейшему приобщению человека к сознанию Кришны, а затем приводит к бхаве, ступени, предшествующей любви к Богу. Истинная любовь к Богу называется премой, высшей ступенью совершенства».
Далее мы рассмотрим подробно каждое из оскорблений, придерживаясь следующего плана:
1. в чем суть данного оскорбления? Из какой «материи» оно состоит?
2. Каким образом совершается данное оскорбление?
3. Как от него избавиться?