От смерти и горя избавясь.
Я вечность узрею во Врадже святом,
Открыв мне волшебные игры,
Когда же распустится дивный цветок,
Навеки теперь в его власти.
Он премой зовется и сердце мое
Дарующий дивное благоуханье.
Оно самовластно, как время, как солнце,
Души моей, вечной борьбой утомленной.
Любви безрассудной, хмельной и прекрасной.
И вот я тону в океане безбрежном
Чьи чистые волны омыли мой разум.
Любовью к Тебе, как сосуд, я наполнен.
А сердце томимо восторгом и счастьем
И слезы безбрежной рекою струятся,
В неистовый танец его повергая.
И трепет священный все тело объял,
Чередуя весь мир и уста украшая.
И рвется из сердца божественный звук,
Чистейшая влага любви.
И сердце медвяным бальзамом омыла
Но Имя Твое я случайно услышал,
Как в знойной пустыне пески.
|
|
Снедаемо сердце пожаром желаний,
- 2 -
хридойа хоите боле, джихвара агрете чале
шабда-рупе наче анукшан
кантхе мора бханге свара, анга канпе тхара тхара,
стхира хоите на паре чаран
- 3 -
чакшедхара, дехе гхарма, пулакита саба чарма,
виварна хоило калевара
мурчхита хоило ман, пралайера агаман,
бхаве сарва-деха джара джара
О Кришна, я выдержать это не в силах –
- 4 -
кори’ ето упадрава, читте варше шудха-драва,
море даре премера сагаре
кичху на бхуджите дило, море то’батула коило,
мора читта-витта саба харе
Виновник восторго тех – Имя Святое,
- 5 -
лоину ашройа джа’р, хено вйавахара та’р,
варните на пари е сакал
кришна-нама ичхха-мой, джахе джахе сукхи хой,
сеи мора сукхера самбал
О Имя Святое! Приют и защита
Оно – словно светоч души воплощенной.
- 6 -
премера калика нам, адбхута расера дхам,
хено бала карайе пракаш
ишат викаши’ пунах, декхай ниджа-рупа-гуна,
читта хари’ лойа кришна-паш
О Имя Святое! Бутон нераскрытый,
- 7 -
пурна викашита хоийа, брадже море джайа лоийа,
декхай море сварупа-вилас
море сиддха-деха дийа, кришна-паше рихе гийа,
е дехера коре сарва-наш
- 8 -
кришна-нама-чинтамани, акхила расера кхани,
нитйа-мукта шуддха-раса мой
намера балаи джата, саба ло’ йе хои хата,
табе мора сукхера удой
О Имя Святое, ты – камень желаний!
Ты – смысл свободы, ты – счастье любви!
Сокровище рас! Пусть же рухнут преграды,
И Имя Святое мне будет наградой.
Г Л А В А 5
Ш У Д Д Х АН А М А –
КЛЮЧ К ЧИСТОМУ ВОСПЕВАНИЮ
Метод перехода со стадии намабхасы, на которой превалируют оскорбления, к чистому воспеванию Святого Имени, описал Шри Чайтанья Махапрабху в третьем стихе «Шри Шикшаштаки». Согласно утверждению Шрилы Бхактисиддханты Махараджи, единственная цель данного стиха – научить преданных воспевать Святое Имя без оскорблений. В этом стихе перечисляются качества, которые нам необходимо развить в себе, чтобы обрести желание непрестанно славить Святое Имя.
|
|
Стадия намабхасы обладает одним особенным свойством: как только преданный, находящийся на этой стадии, поймет, какое именно воспевание является правильным, у него появится сильное желание повторять Имя Господа чисто. Поэтому в «Харинама-чинтамани» объясняется, что представляет собой намабхаса.
В первую очередь Господь Чайтанья указал на то, что Святое Имя тождественно Кришне и столь же могущественно, как и Он Сам. Но ослепленное материей живое существо не может оценить величие и красоту Святого Имени по достоинству.
Кришна, Верховный Господь, является всемогущим духовным солнцем, и Святое имя, тождественное ему, рассеивает тьму майи своим ослепительным сиянием. Солнце Святого Имени взошло над горизонтом материального мира, чтобы даровать обусловленным живым существам свою милость. К сожалению, взоры живых существ иногда заслоняют облака анартх и туман невежества, поэтому они не могут лицезреть Святое Имя, подобное лучезарному светилу. Туман и облака бессильны перед солнцем, однако они могут заслонить взоры живых существ.
Итак, невежество и анартхи являются причиной отсутствия вкуса к воспеванию святого Имени. Невежество может проявляться в отношении:
1. Божественной природы Святого Имени.
2. Положения Шри Кришны.
3. Положения души.
4. Качеств материальной природы.
Анартхи подразделяются на следующие категории:
1. желание обладать материальными вещами (асат-тришна).
2. Слабость сердца (хридая-даурбалья).
3. Склонность к совершению оскорблений (апарадха).
Человек, находящийся на стадии намабхасы, может очиститься и даже обрести освобождение, но према, любовь к Богу, останется для него недосягаемой. Поэтому невежество и анартхи должны быть преодолены.
Преданный-новичок должен поверить в метод бхакти, видя веру других преданных. Впечатленный своими наблюдениями, он обретет шраддха-абхасу, крупицу веры. Затем, приняв покровительство лотосоподобных стоп Святого Имени и совершая служение под его руководством, преданный утверждается в самбандха-гьяне. Со временем тучи невежества рассеиваются и преданный начинает воспевать Святое Имя, твердо веря в его могущество.
Преданный должен работать над собой и сознательно избегать оскорблений. Следует подумать над наставлениями Шри ЧайтаньиЮ сформулированными в стихе «Шри Шикшаштаки». Господь Чайтанья образно рекомендовал надеть этот стих на шею, подобно ожерелью, и носить его, не снимая.