Трансцендентный опыт

Подлинное, вечное, вневременное бытие, которое “никогда не начиналось, и никогда не кончается”. Оно всегда есть.

Присутствие человека в непривычной среде дестабилизирует его привычный интерфейс.

В стремлении стабилизировать его психика обращается к более глубоким структурам, образованным вследствие более древнего опыта.

То есть адаптация к среде, контакт с которой не обеспечен личным опытом, побуждает его безотчетно обращаться к культурно-историческому опыту. При этом он пытается в своем поведении найти опору на образцы, запечатленные в родовой или национальной памяти. Эта память загадочным образом передается ему в результате контактов с культурной средой в процессе социализации.

Отсутствие этих контактов или невозможность доступа к этому виду памяти побуждает человека обращаться к архетипам коллективного бессознательного, где он встречается с архетипическими образами (старцы, герои, боги и т.д.) и сценариями отражающими прототипные знания о правильном поведении в тех или иных обстоятельствах.

Если в филогенетической памяти не отражен опыт биологического выживания в этой среде то психика обращается к опыту биосферогенеза, а потом и к опыту космогенеза.

Процесс обращения к более глубоким слоям памяти вызывает изменение восприятия масштабов пространства времени в направлении их расширения. Это сопровождается переживанием величия, красоты, созерцанием огромных пространств, первобытным восторгом, что несет с собой угрозу инфляции эго и “затопления” сознания содержанием бессознательного. Здоровая психика должна защищать себя от дезинтеграции тем или иным способом (сонливость, “огрубление” при помощи обильной жирной пищи, алкоголя, ограничение или избегание контакта с природной средой, рационализация и т.д.). Следует отметить, что, судя по всему, рационализация является одной из самых продуктивных форм не только защиты, но и адаптивного поведения в условиях такой среды. Т.к. усложнение, в процессе рационализации структуры сознания позволяет ему ассимилировать нарастающие объемы, образующейся в бессознательном информации, без угрозы деформации или разрушения архитектуры личности.

Арктика это географическая область, с которой не связана история социальной и биологической эволюции человека и предшествующих ему видов.

Соответственно установление интерфейса между человеком и природной средой Арктики, в особенности арктической пустыни, должно сопровождаться вышеперечисленными явлениями. Что и подтверждается опытом исследования в условиях Морской арктической комплексной экспедиции. Поскольку контакт человека с природной средой Арктики может быть обеспечен только опытом космогенеза, память о котором вдруг таинственным образом начинает оживать в глубинах бессознательного, то восприятие времени начинает изменяться парадоксальным образом. Человек обнаруживает величие пространства, протяженность которого обозначена всего лишь тонкими оптическими и световыми явлениями, которые, судя по всему, бывают только в этих широтах. Разумеется, эти переживание случаются лишь в том случае если путешественник не смог или не захотел уклониться от осознанного контакта с Арктикой. Обращает на себя внимание то, что, переживая величие и красоту Мира, человек как будто бы вспоминает о своем достоинстве. Арктика как бы рассказывает человеку, который присутствует в ее природной среде о том, каким он мог бы быть, но не стал. Человек начинает воспринимать изначальную красоту, свободу и разумность как атрибут мироустройства, и как содержание собственного достоинства. Следует отметить, что эти переживания сопровождаются успокоением, которое не имеет ничего общего с эйфорией возникающей в процессе развития маниакального состояния. Величие воспринимается как что-то тихое, иногда ласковое и родное. Человек, становится молчаливым, но внимательным к окружению.

Обращает на себя внимание, что переживание арктической красоты может сменяться неожиданной сонливостью, или другими формами защиты сознания от опасного “наводнения” содержанием бессознательного.

Покидая Арктику, у путешественника нередко возникает чувство, будто бы он, что-то недопонял, что имел шанс, к какому то преображению, но не смог им воспользоваться. Возможно, комплекс этих переживания лежит в основе так называемой Арктической болезни, которая проявляется необъяснимой тягой вернуться в Арктику.

При движение на юг, к материку, мироощущение меняется. Интерфейс с природной средой начинает обеспечиваться памятью об опыте, полученном в процессе биосферогенеза, антропогенеза, культурогенеза. И по мере воспроизведения этого опыта, (спонтанно или в процессе направленной медитации) возникает ощущение, что история человечества, это история уклонения человека от собственного достоинства под воздействием какого то морока и попыток его преодоления.

Данные, полученные в экспедиции в результате исследований, наблюдений, опросов и анкетирования, позволяют сделать предположение, что человек, это нечто большее, чем он сам о себе думает. Если он является хранителем памяти о космогенезе, то вполне возможно он осведомлен и о его предназначении.

Размышляя об арктических переживаниях, я нахожу, что согласен со знаменитым кембриджским философом доктором Броудом в том, что «мы должны рассмотреть намного более серьезно, чем делалось прежде, теорию, которую выдвинул Бергсон в связи с изучением воспоминаний и чувственного восприятия. Предположение состоит в том, что функция мозга, нервной системы и органов чувств главным образом очистительная, а не производительная. Каждый человек в каждое мгновение способен вспомнить все, когда-либо происшедшее с ним, и воспринять все, происходящее повсюду во вселенной. Функция мозга и нервной системы состоит в защите нас от переполнения и потрясения этой массой, в основном, бесполезного и ненужного знания: не допускать большую часть того, что мы иначе воспринимали бы и вспоминали в любой момент, а оставлять только ту, очень небольшую, специальную выборку, которая, вероятно, будет практически полезной». Согласно подобной теории, каждый из нас в потенции является Всемирным Разумом. Но поскольку мы суть животные, наше дело-любой ценой выжить. Чтобы сделать возможным биологическое выживание, Мировой Разум приходится пропускать через редукционный клапан мозга и нервной системы. На выходе же имеет место жалкая струйка своего рода сознания, которая помогает нам выжить на поверхности этой конкретной планеты. Для формулирования и выражения содержимого этого редуцированного знания человек изобрел и бесконечно усовершенствовал те символические системы и не высказанные прямо.философии, которые мы называем языками. Каждый индивидуум одновременно является иждивенцем и жертвой лингвистической традиции, в которой родился – иждивенцем, поскольку язык дает ему допуск к собранию записей о переживаниях и опыте других людей, а жертвой, поскольку язык укрепляет его веру в то, что редуцированное знание является единственным знанием, и сбивает с толку его чувство реальности, так что он чересчур склонен принимать понятия за данность, а слова – за действительные вещи. То, что на языке религии называется «сим миром», есть вселенная редуцированного знания, выраженного и, так сказать, пораженного языком. Различные «иные миры», с которыми человеческие существа по ошибке вступают в соприкосновение, являются многочисленными элементами в совокупности знания, принадлежащего Всемирному Разуму, Большинство людей большую часть времени знают только то, что проходит через редукционный клапан и освящено в качестве поистине реального родным языком. Однако некоторые люди, по-видимому, рождаются со своего рода байпасом, обходящим редукционный клапан. Другими же, временные байпасы могут приобретаться или спонтанно, или в результате обдуманных «духовных упражнений», или посредством гипноза” (Олдос Хаксли. “Двери восприятия”).

Анализ полученной в результате исследования информации позволит построить гипотезу о струкрогенезе интерфейса в системе “Человек – Окружающая среда Арктики” под влиянием различных типов темпераментов, динамики ресурсов биологической и психологической адаптации и наметить пути ее верификации. Соединение психологических и биологических методов позволит сделать предположение о типе и структуре прямых и обратных связей в системе “ Тело – Сознание – Бессознательное – Окружающая среда”.

[1] Журнал практической психологии и психоанализа, №2, 2005 Малер М., Мак-Девитт Дж.Б. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности. в сб. Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды” (ред. М.В. Ромашкевича. (2005)https://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20050209

[2] А. де Сент-Экзюпери Сочинения. – М.: Книжная палата, 2000. – с.313-326. Источник: https://www.vavilon.ru/noragal/otage.html

[3] Стивен Каллахэн В дрейфе – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1990 – с.34


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: