Государственный (политический) режим - это система приемов, методов, способов осуществления государственной власти в обществе. Если форма правления показывает, как государственная власть формируется, форма государственного устройства – как она организуется территориально, то политический режим определяет, как она реализуется, осуществляется.
Некоторые авторы государственный режим вообще не относят к форме государства, понимая его как содержание деятельности государства. Указанное обстоятельство не лишено смысла. Однако режим необходимо трактовать и как элемент формы государства, ибо он касается именно характера организации государства, его деятельности. Государственный режим показывает, как организована государственная власть: либо она осуществляется силой самого государственного аппарата, либо в осуществлении политической власть принимает участие население, иные элементы политической системы.
С учетом этих оснований различают демократический и недемократический режимы.
|
|
Демократический режим – режим, основным источником которого является народ, прямо и непосредственно формирующий представительные органы государственной власти, активно участвующий в управлении обществом.
Общими признаками демократического режима являются следующие:
• признание воли народа единственным источником государственной власти;
• управление делами осуществляется на основе принципа разделения властей;
• население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством как прямой демократии (референдум и др.), так и представительной (через выбираемые народом представительные органы);
• высокая степень политических прав и свобод, реальное их обеспечение, эффективная деятельность институтов, их обеспечивающих;
• политическая элита опирается на широкую социальную базу;
• методы насилия по отношению к населению осуществляются крайне редко, в пределах, предусмотренных законодательно;
• выборность и сменяемость органов государственной власти;
• господство закона во всех сферах общественной жизни;
• плюрализм мнений при принятии государственно-властных решений;
• многопартийность.
Демократический режим (демократия) имеет различные основы и проявляется в двух разновидностях: либеральная демократия и социальная.
Либеральная демократия (от лат. Liberalis - касающийся свободы) – режим, при котором в основу государственного регулирования положена свобода личности, отдельного индивида. Отсюда – наличие широкого комплекса личных прав и свобод, деятельность по их обеспечению. Социальная демократия (от лат. societas – общество) – в основу государственного регулирования положена свобода класса, общества как целого. Интересы отдельного индивида игнорируются, не учитываются при принятии государственных решений. На первое место ставятся социальные, политические права и свободы. Подобные режимы были характерны для социалистических государств.
|
|
В зависимости от характера участия населения в управлении делами общества различают две формы демократии: непосредственная и представительная. При непосредственной демократии каждый гражданин лично (непосредственно) принимает решения (участие в выборах, референдум и т.д.).
Недемократические режимы отрицают демократические принципы руководства обществом. Роль личности сводится лишь к исполнению велений государства, она выступает лишь как «винтик» государственной машины, ее права и свободы в значительной степени ограничиваются, либо вовсе ликвидируются. В этом случае народ отстраняется от управления государством, и управление осуществляется лишь силой государственного аппарата.
Недемократические режимы – авторитарный и тоталитарный.
Авторитарный режим (от лат. Futoritas – власть, влияние) – характеризуется сосредоточением больших властных полномочий в руках главы государства или правительства, снижением роли выборных представительных органов, снижением влияния политической оппозиции, средств массовой информации. Естественно, что в этих условиях значительно снижается роль граждан, их организаций. Крайние проявления авторитарного режима характеризуются как тирания и деспотия. Деспот приходит к власти законным путем, жертвами его управления становится не только народ, но и аристократия и ближайшее окружение, тиран же узурпирует власть путем государственного переворота, распространяя репрессивно-управленческое решение на все население.
Основные признаки авторитарного режима:
• в центре и на местах концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;
• представительные органы действуют, но не играют значительной роли в обществе;
• в качестве методов руководства преобладают административно-командные;
• отказ от полного тотального контроля над всеми сферами жизни;
• отсутствие разделения властей, безраздельное доминирование исполнительной власти;
• реальное участие населения в управлении делами общества незначительно;
• выборы зачастую имеют формальный характер.
Тоталитарный режим (от лат. Totalis – весь, целый, полный) - характеризуется полной (тотальной) регламентацией государством всех общественных отношений. Государство регламентирует и контролирует не только отношения в политической сфере, но и в экономической, социальной, идеологической. В этих условиях личности трудно участвовать в принятии управленческих решений, остается только выполнять решения, принимаемые государственными чиновниками.
Особенности тоталитарного режима:
• абсолютная концентрация власти, объединяющая при отсутствии независимого правосудия законодательную и исполнительную власть;
• полный централизм в управлении, обеспечивающий всеобщий контроль над всеми сферами общественной жизни;
• бюрократизация исполнительной власти;
• террор по отношению к населению;
• милитаризация экономики;
• наличие жесткого аппарата принуждения.
Таким образом, форма государства – фундаментальная общетеоретическая категория, рассматриваемая только в совокупности трех ее составляющих: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного (политического) режима. Теоретический анализ указанных форм способствует более глубокому раскрытию сущности государства, пониманию смысла различных важнейших государственных категорий. Изучение закономерностей развития форм конкретных государств позволяет определить тенденции и перспективы их развития, выделить оптимальные формы.
|
|
На форму государства оказывает влияние и величина территории. Большое по территории государство в большей степени тяготеет к федеративной форме государственного устройства, нежели небольшое по территории. Для государств Азии и Африки, экономическую основу которых составляет азиатский способ производства, характерны недемократические (авторитарный и тоталитарный) режимы. Конечно, жесткой зависимости в определении формы государства, ее элементов здесь нет, но определенная тенденция прослеживается довольно четко. Кроме того, на соотношение элементов государства оказывают влияние национальные и исторические традиции, менталитет, своеобразие культуры, религии и многие другие субъективные и объективные обстоятельства.