Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга[1]:
- Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
- Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
|
|
Государственные расходы — расходы, предусмотренные бюджетом государства.
Государственные расходы связаны с исполнением государством своих основных функций.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные подходы к классификации расходов государственного бюджета:
- функциональная, которая отражает функциональное назначение расходов;
- экономическая, которая делит расходы по их экономическому содержанию;
- ведомственная, которая отражает распределение расходов по определённым ведомствам.
В частности бюджетная классификация расходов предусматривает следующие основные разделы функциональной классификации расходов:
- Общегосударственные расходы
- Национальная оборона
- Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
- Национальная экономика
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Охрана окружающей среды
- Образование
- Культура, кинематография и средства массовой информации
- Здравоохранение и спорт
- Социальная политика
- Межбюджетные трансферты
3. ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
|
|
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение