Нарушение мышления при глобальных повреждениях мозга

Мышление – процесс обобщения, опосредствования действительности, творческого её преобразования.

1)элементы, относящиеся к программированию

а)ориентировка в условиях задачи

б)формирование схемы решения – выбор пути к достижению цели;

2)операциональные компоненты мышления

В)подбор соответствующих схем и операций, адекватных схеме решения;

г)нахождение решения, получение схемы ответа

д)сопоставление результата с исходными условиями – контроль

е)прекращение действий или поиск новой схемы действия - регуляция

Наглядно действенное (конструктивное) и вербально-логическое (дискурсивное) мышление. Для них используют разные тестовые процедуры.

Для конструктивного поиск решения с наглядным преобразованием того, что находится перед испытуемым (кубики Кооса, кубики Линка) – надо мысленно преобразовать но на основе наглядного материала, вербально-логическое - решение задач в форме вербально-логических кодов (математические задачи, пробы на классификацию, аналогии, понимание рассказов и пословиц).

Лурия выделял 4 вида нарушений:

1) повреждение теменно-затылочной области (ТПО) – задняя ассоциативная зона мозга – нарушение пространственного представления больного как в реальной, так и в квазипространственной (вербально-логической) форме. Апрактоагнозия (нарушение зрительного восприятия), конструктивная апраксия, семантическая афазия (нарушение понимания логико-семантических конструкций).

2 основных дефекта мышления при повреждении ТПО

– нарушение понимания, ориентировки в условиях задачи и

– нарушение операциональной стороны мышления (операций, которые требуют пространственной ориентировки). Симптомы: трудности усвоения инструкций, возникающие вследствие понимания логико-грамматической конструкции (не понимают в, на, под, над); трудности восприятия тех признаков, которые включены в задание и находятся в определённых пространственных отношениях, построение новых вербальных логико-грамматических конструкций, акалькулия (трудности счёта) на основе оптико- пространственных и логико-грамматических нарушений: на основе оптико- пространственных нарушений – зеркальность восприятия цифр, чисел, нарушение разрядного строения числа (называет набор цифр, а не целое число); на основе логико-грамматических нарушений - трудности счётных операций в устном и письменном виде.

2)Височная область – нарушение слухоречевой памяти, сужение объёма воспринимаемой на слух информации и модально специфическими нарушениями слухоречевой памяти. Основной фактор – невозможность удержания всей информации для решения задачи. Симптомы: трудности удержания условий задачи в памяти (возможно выполнение в письменной форме, в образной форме, но при речевом опосредствовании не возможно), акалькулия (трудности сохранения промежуточных звеньев при устном решении).

3)Премоторная область мозга – распад кинетической схемы всех ПФ – кинетическая апраксия (невозможность переключения с одного действия на другое – персеварация (застревание)), речевые персеверации. Мышление нарушается с точки зрения динамики протекания процессов мышления. Симптомы: трудности выполнения задач в виде застревания на первоначально выполненных действиях, возникает инертный стереотип, трудности смены алгоритма. У больных сохранны автоматизированные действия. Аналогичные нарушения в счётных операциях.

4)Префронтальная область – 3 ФБМ, нарушение программирования и контроля. Симптомы: инактивность – недостаточное побуждение к организации и выполнению деятельности на любом этапе деятельности; фрагментарность – больной не ориентируется на условия задачи и пытается выполнить её по частям; нарушение избирательности – контаминации и конфабуляции при пересказе рассказа (используется рассказ с 2 разными сюжетами) – больной не может отрефлексировать 2 половины рассказа и связать их или вплетает в рассказ что-то постороннее; нарушение понимания сложных текстов в виде невозможности составления плана текста; нарушение понимания переносного смысла пословиц, возникновение соскальзывания на побочные ассоциации в задачах на аналогии – основное нарушение связано с неправильной организацией программы деятельности, её контроля и регуляции.

Динамические нарушения регуляторного и временного типа (персеверации, замедленность) – левое полушарие. Правое полушарие – динамические менее выражены: потеря программы. Исследования Деглин – два самостоятельных механизма мышления:

а)отвечает за правильность и последовательность операций, безразличен к смыслу операций – левое полушарие (теоретическое мышление)

б)смысловой механизм – отвечает за соответствие мысли действительности, но не способен к развитию мысли, не способен выполнять операцию (механизм эмпирического мышления) - правое полушарие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: