Тема 4. Государство и право Золотой Орды
Вопросы для самоподготовки:
- Отличия между «Русской Правдой» и Великой Ясой Чингисхана.
- Гражданское, уголовное право по Великой Ясе.
- Причины, по которым монголо-татары оставили Рюриковичей в живых (в то время, как, после завоевавания Ирана монголо-татары уничтожили династию Аббасидов, установив вместо нее свою династию Хулагидов, а после завоевания Китая уничтожили династию Сун, основав свою династию Юань).
- Договорные обязательства русских князей в период монголо-татарского ига.
- Общее и особенное в ярлыках, выданных духовным властям в 1270 и 1313 гг.
- Влияние монголо-татар на отечественное законодательство.
Задания:
1. Изучение памятника права – Великой Ясы, основной и дополнительной литературы.
2. Конспектирование памятника права – Великой Ясы.
3. Подготовка к интерактивному занятию в форме организации практического занятия самими студентами под руководством преподавателя на тему: «Правовая система Золотой Орды».
Основная литература: см. раздел 7, п.п. 1-6
|
|
Дополнительная литература: см. раздел 7, п.п. 7-10, 16
Тема 5. Судебник 1497 года
Вопросы для самоподготовки:
- Особенности процесса централизации Русского государства.
- Появление новых административных и судебных органов в дворцово-вотчинной системе управления.
- Отличия кормления с боярским судом от кормления без боярского суда.
- Положения грамот XV в., касающиеся судопроизводства, которые вошли в Судебник 1497г.
- Нормы уголовного права, отраженные в источниках XV в., которые вошли в Судебник 1497г.
- Особенности судопроизводства по Судебнику Ивана III.
- Отличия «правовой», «отпускной» и «бессудной» грамот.
- Документ, в котором впервые закрепляется срок перехода крестьян от одного феодала к другому.
Задания:
1. Изучение памятника права – Судебника 1497 г., основной и дополнительной литературы.
2. Конспектирование памятника права – Судебника 1497 г.
3. Анализ правового положения населения, отраслей российского права по Судебнику 1497 г. на основе изучения публикаций в юридической периодике (журналы «Правовое государство: теория и практика», «Государство и право», «История Отечественного государства и права», «Родина», и др.).
Памятники права: см. раздел 7, п.п. 11
Основная литература: см. раздел 7, п.п. 1-6
Дополнительная литература: см. раздел 7, п.п. 23, 25
Вопросы для самоподготовки:
- Образование и развитие Великого княжества Литовского. Причины объединения западно-русских (белорусских) и литовских княжеств.
- Экономические и политические преимущества духовных феодалов перед светскими феодалами.
- Возраст наступления совершеннолетия для юношей и девушек.
- В каких случаях несовершеннолетние дети отвечали перед судом?
- Процедура обвинения шляхтича в воровстве без вещественного доказательства и мера наказания.
- Источники холопства.
Задания:
|
|
1. Изучение памятника права – Статута Великого княжества Литовского 1529 г., основной и дополнительной литературы.
2. Конспектирование памятника права – Статута Великого княжества Литовского 1529 г.
3. Подготовка к проведению мини-диктанта по терминам соответствующего исторического периода, по заданию преподавателя.
4. Подготовка к рубежному контролю – контрольной работепотемам: «Периодизация «Истории отечественного государства и права». Критерии периодизации».
Основная литература: см. раздел 7, п.п. 1-6
Дополнительная литература: см. раздел 7, п.п. 7-9
Модуль 2. Сословно-представительная монархия в России (середина 16-середина 17 вв.)