Инновативность как фактор конкурентоспособности фирм

Предпосылки инновационной деятельности

 
 


Под конкурентоспособностью понимается способность компании создавать и использовать стратегические факторы успеха, выделя­ющие ее среди конкурентов и дающие определенные рыночные пре­имущества ее продукции.

В настоящее время можно выделить несколько групп факторов конкурентоспособности:

· качественная составляющая;

· маркетинговая составляющая;

· коммерческая составляющая;

· гуд-вилл.

Качественная составляющая включает в себя технико-экономиче­ские параметры продукции (капиталоемкость, наукоемкость, техни­ческие параметры, долговечность, экономичность, надежность и т. д.), эргономические параметры (антропометрические, психологические и гигиенические показатели), экологические параметры и патентную чистоту товара. Все вышеназванные параметры составляют понятие качества продукции и подробно рассматриваются в маркетинговой литературе.

Маркетинговая составляющая. Она характеризует фирму с точки зрения эффективности применения комплексных маркетинговых мер воздействия на рынок. Успех компании па современном цивилизованном рынке но многом определяется степенью ориентации на запросы потребителей, умением создавать и корректировать спрос, формировать рыночные ниши, на­личием эффективной сбытовой и коммуникационной политики.

Коммерческая составляющая является третьим фактором конку­рентоспособности и включает в себя опыт коммерческой деятельно­сти компании, использование гибкой ценовой политики и организацию послегарантийного обслуживания, лояльность отношении с контр­агентами, умение вести переговоры и заключать выгодные сделки, «аккуратность» в ведении деловых операций.

Относительно новым фактором конкурентоспособности является имидж компании, или ее гуд-вилл. В данное понятие включаются извест­ность фирмы и ее корпоративного бренда, степень лояльности потре­бителей по отношению к продукции фирмы, размеры и характер ин­теллектуальной собственности. Оценка денежного выражения гуд-вилл происходит путем вычитания из рыночной стоимости компании ба­лансовой суммы ее материальных активов. Репутация и рыночный вес фирмы приобретают все большее значение и зависят как от всех выше­названных факторов конкурентоспособности, так и от исторического прошлого, особенностей корпоративной культуры и миссии компании.

В каждой из четырех групп факторов конкурентоспособно­сти особую роль играет инновационный аспект ее деятельности. Так, например, понятие качества неразрывно связано с наукоемкостью продукции, что, в свою очередь, невозможно без использования новейших технологий. Постоянные изменения потребительских предпочтений требуют создания нового дизайна продукции, наполнения его новыми функциональными характеристикам, использования новых экологи­ческих стандартов и т.д. Без данных нововведений говорить о высо­ком качестве продукта проблематично.

Маркетинговые инновации, являются ли они следствием продук­товых нововведений или носят обособленный характер, также влияют на конкурентоспособность компании и характеризуются высокой эф­фективностью в борьбе за рынки сбыта.

Интернационализация хозяйственной деятельности, принятие на вооружение компаниями новой концепции — концепции единого ми­рового рынка производится на основе широкомасштабных планов по­вышения конкурентоспособности фирм в мировом масштабе. Если в 1950-1960-е гг. монополии создавали за границей производственные предприятия с целью расширения экспорта, удовлетворения спроса местного рынка, проникновения на рынки соседних государств, ис­пользования преимуществ валютных зон, захвата источников сырья, изыскивая, таким образом, возможность получения более высокой прибавочной стоимости за счет эксплуатации дешевой рабочей силы или абсолютной ренты, связанной с монопольным обладанием ценно­го сырья, то в последние два десятилетия в инвестиционной политике компаний появилось новое направление. От частных мероприятий по повышению эффективности локальных производственных отделений был сделан поворот к разработке инновационных проектов, направ­ленных на повышение доходности корпорации и целом, используя но­вовведения в технологии производства и в управлении.

Основы конкурентоспособности продукции закладываются в сфе­ре производства и главное — на этапе исследований и разработок, где вырабатываются новые научно-технические решения, эти решения оформляются в заявки на получение патентов, а затем и в патенты. В дальнейшем на базе патентов развивается охраняемое правом про­изводство новых изделий, либо происходит процесс уступки прав на производство новой продукции через продажу лицензий. Таким обра­зом, этап, на котором закладываются основы рыночного соперниче­ства компаний, называют научно-технической конкуренцией. Сущ­ность ее — соперничество за овладение научно-техническими ресурсами, позволяющими извлекать добавочную прибыль. Право собственно­сти на часть этих ресурсов может охраняться законом (патенты, ли­цензии, коммерческие секреты), а часть — нет (квалифицированные специалисты).

Внедрение нововведения — это непрерывные усилия фирмы по ос­воению открытия, цепь улучшений, приобретающих значение только в ходе экстенсивного процесса дополнительного конструирования, модификации и множества мелких эволюционных улучшений, кото­рые доводят его до рынка. Все это объединяется термином «опытно-конструкторские работы» в общем контексте научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Основная масса «новой продукции» представляет собой улучшенные варианты уже выпускавшейся продукции, отличающиеся изменением отдельных потребительских характеристик (стилем, цветом, фор­мой и т. п.).

Усложнение процессов производства, особенно в наукоемких отрас­лях, повышение «порога» объема необходимых НИОКР для удержа­ния позиций на рынке объективно обусловливают усиление влияния в ведущих отраслях крупных компаний, имеющих наибольший запас ресурсов для рыночного соперничества. Рост концентрации предложения товаров в руках небольшого числа фирм обусловил непривле­кательность ценовой конкуренции, она практикуется реже — только в целях «обороны» от новых фирм, пытающихся занять долю рынка. В этих условиях фирмы, имеющие устоявшиеся позиции на рынке, предпочитают не конкурировать на базе цен, а проводить политику товарной дифференциации. Указанный сдвиг в фирменной политике связан и с объективными закономерностями современного произ­водства.

По мере повышения объемов выпуска продукции фирма стремится дифференцировать изготавливаемые товары, исходя из наличия раз­личных потребностей покупателей, отдельные группы которых рас­сматриваются в качестве относительно независимых сегментов рын­ка.

Значимость новых товаров и услуг для экономической деятельно­сти определяется как способность, которую надо развивать в каждом звене организации. В современных условиях широкого развития имен­но неценовой конкуренции выпуск нового продукта, который значи­тельно превосходит товары конкурентов или вообще не имеет близкого прототипа, играет решающую роль в увеличении продаж фирмы и доли ее продукции на рынке.

Успех инновационной активности компании, то есть реализация фирменной конкурентоспособности в рыночных условиях, зависит от деятельности компании, входе которой постоянно осуществляются внедрение, совершенствование и замена продукции, производствен­ных процессов и методов сбыта. Основу этой деятельности составля­ют нововведения, которые проходят три стадии:

· на первой стадии нововведение стимулируется монопольным до­ходом, который оно обеспечивает его внедряющей фирме;

· на второй стадии технические и коммерческие преимущества постепенно уменьшаются по мере того, как другие фирмы заим­ствуют первоначальную идею нововведения:

· на третьей стадии монопольная прибыль исчезает или значи­тельно снижается — экономическая система «поглощает» ново­введение и возвращается в состояние равновесия, но уже нового.

Особенно важными являются вторая и третья стадии. За каждым нововведением следует заимствование (копирование нововведения), и фирма, осуществляющая нововведение, стремится к тому, чтобы де­ятельность фирм-имитаторов (копирующих фирм) не снижала норму ее монопольной прибыли.

Это составляет сущность процесса успешной инновационной дея­тельности, в котором технологическое нововведение, его внедрение и распространение тесно взаимосвязаны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: