9.1. Вопросы для подготовки к зачету:
1. Брак и брачность. Моногамия и полигамия.
2. Брачное состояние и брачная структура.
3. В каком обществе (доиндустриальном, индустриальном, постиндустриальном) происходят первый, второй и третий демографические переходы?
4. Возможна ли научно обоснованная политика контр - депопуляции?
5. Возраст и возрастная структура населения. Показатель демографической нагрузки.
6. Демографическая политика, ее методы
7. Основные направления демографической политики в современной России.
8. Демографические коэффициенты, их виды.
9. Демографические структуры и процессы.
10. Демографическое прогнозирование. Классификация демографических прогнозов.
11. Демография как наука. Предмет и объект. История развития.
12. Есть ли у общества потребность в детях?
13. Инерционность демографических процессов
14. Источники данных о населении.
15. Как соотносится семейная и демографическая политика с социальной работой в семье?
16. Какой характер носит связь между демографической ситацией и популярностью феминизма в обществе?
17. Категории населения, учитываемые при переписи.
18. Концепции, объясняющие динамику рождаемости.
19. Концепция второго демографического перехода.
20. Концепция первого демографического перехода.
21. Концепция третьего демографического перехода.
22. Кризис семьи это «упадок – деградация» или «перестройка – возрождение»?
23. Миграция населения. Виды миграции.
24. Может ли семейная политика быть противосемейной и какие цели делают ее просемейной?
25. Может ли государство проводить демографическую политику, не одобряемую большинством населения?
26. Может ли приток иммигрантов компенсировать естественную убыль коренного населения России и других европейских стран?
27. Может ли теория институционального кризиса семьи стать концептуальной основой пронаталистической и просемейной демографической политики?
28. Население и проблемы национальной безопасности России.
29. Нерегистрируемые браки или сожительства.
30. Общие измерители численности населения.
31. Особенности миграции в современной России.
32. Осознает ли население негативные последствия сокращения своей численности?
33. Отличие семейной политики от социальной и демографической.
34. Отрасли демографии. Демография и социология.
35. Перепись населения. Основные принципы проведения переписей.
36. Перехват государством и обществом специфических функций семьи.
37. Пол и половая структура населения. Первичное, вторичное и третичное соотношение полов.
38. Понятие урбанизации. Государства с высоким, средним и низким уровнем урбанизации.
39. Предоставление особых льгот и привилегий неполным семьям, как фактор роста их численности
40. Проблемы демографического прогнозирования.
41. Прогрессивный, стационарный и регрессивный типы возрастной структуры. Возрастно-половые пирамиды. Пирамиды поколений.
42. Продолжительность жизни и самосохранительное поведение.
43. Развод и разводимость. Факторы разводимости.
44. Разрешимо ли противоречие между потребностью большинства семей в малодетности и демографическими интересами государства?
45. Репродуктивное поведение. Основные понятия.
46. Рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости.
47. Семейная политика в России и в СССР: исторические этапы.
48. Семейная политика ДНК – что это?
49. Семейная структура населения. Отличие понятия семьи в демографии от обыденного понимания.
50. Система показателей брачности. Потенциал брачности.
51. Смертность в современной России.
52. Смертность. Показатели уровня смертности.
53. Старение населения. Два типа старения.
54. Фамилизм, модернизм и феминизм как теоретические подходы к изучению семьи.
55. Функции семьи по отношению к обществу и личности.
Критерии оценки знаний студентов на зачете
Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ и руководящих документов обучения.
«ОТЛИЧНО» ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и рекомендованную литературу, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы.
«ХОРОШО» ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов и разбирается в рекомендованной литературе.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в рекомендованной литературе, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы и не знает рекомендованной литературы.
9.2. Тестовые вопросы
Ниже приводится полный список тестовых вопросов (всего их 75) по всему курсу. При проведении тестирования на семинарских занятиях и внутрисеместровом контроле успеваемости студентов из этого списка отбирается по 15-20 вопросов на темы, пройденные после предыдущего тестирования (при первом тесте – за время с начала семестра). Некоторые тесты могут быть домашними заданиями.
1. Является ли проживание на определенной территории непременным свойством понятия население?
1- да, безусловно, является
2- нет, понятие "население" никак не связано с понятием "территория"
3- в большинстве случаев, когда демографы говорят о населении какой-либо территории, они имеют в виду всех ее жителей, но бывают случаи, когда на одной территории проживает несколько разных населений, а одно население - на нескольких территориях
2. Какой суммарный коэффициент рождаемости при современном уровне смертности в России соответствует режиму простого замещения поколений?
1 - 2,0 ребенка на одну женщину
2 - 2,1-2,2 ребенка на одну женщину
3 - 2,7-2,8 ребенка на одну женщину
3. Средняя продолжительность жизни зависит, главным образом…
1 – от уровня жизни населения
2 – от уровня развития здравоохранения
3 – от всего комплекса условий жизни населения в целом
4. Как вы думаете, какой режим замещения поколений сложился в России примерно 40 лет тому назад и существует до сих пор?
1 - простое замещение поколений
2 - расширенное замещение поколений
3- суженное замещение поколений
5. Какому населению соответствует возрастно-поколенная пирамида, изображенная ниже?
Деды и бабушки | ||||||
Родители | ||||||
Дети |
1 – Молодое, быстро растущее население
2 – Стареющее население, медленно растущее по инерции
3 – Старое убывающее население
6. Какая совокупность людей в большей степени заслуживает названия "население" с точки зрения демографии?
1 - черное духовенство (монахи)
2 - студенчество
3 – лица, принадлежащие к одной национальности
7. Какое влияние оказал экономический кризис 1990-х годов на демографическую ситуацию в России?
1 - Кризис вызвал депопуляцию. Не будь кризиса, население никогда не стало бы сокращаться
2 - Кризис приблизил наступление депопуляции и ускорил ее темпы, но не был ее основной причиной. Депопуляция была неизбежна и без кризиса
3 - Кризис вообще не имеет никакого отношения к депопуляции
8. Каков "физический смысл" показателя средней ожидаемой продолжительности жизни?
1 - это средний возраст населения по данным переписи
2 - это средний возраст умерших по данным текущего учета
3 - это средний возраст умерших согласно вероятностной модели вымирания, называемой таблицей смертности
9. Какому населению соответствует возрастно-поколенная, изображенная ниже?
Деды и бабушки | ||||||
Родители | ||||||
Дети | ||||||
1 – Молодое, быстро растущее население
2 – Стареющее население, медленно растущее по инерции
3 – Старое убывающее население
10. Что значит выражение "перепись населения на 9 октября 2002 г."?
1 - перепись была проведена за один день - 9 октября 2002 г
2 - перепись продолжалась несколько дней, но население переписывалось по состоянию на критический момент начала переписи – ночь на 9 октября - дети, родившиеся после этого момента не учитывались, а умершие в день 9 октября и позже, регистрировались как живые
3 - перепись была начата несколькими днями ранее. 9 октября - это критический момент - т.е., дата завершения переписи
11. От какого демографического процесса в современной России в основном зависит то, будет ли замещение поколений расширенным, простым или суженным?
1 - в основном от рождаемости
2 - в основном от смертности
3 - в равной мере как от рождаемости, так и от смертности
12. Какому населению соответствует возрастно-поколенная пирамида, изображенная ниже?
Деды и бабушки | ||||||
Родители | ||||||
Дети | ||||||
1 – Молодое, быстро растущее население
2 – Стареющее население, медленно растущее по инерции
3 – Старое убывающее население
13. Что такое продуцирующий контингент по отношению к демографическим событиям данного рода (рождаемость, смертность, брачность, разводимость и т.д.)?
1 - это все население
2 - это та часть населения, среди которой в году, за который рассчитывается соответствующий коэффициент, произошли демографические события данного рода (то есть, например, по отношению к рождаемости за прошлый год, это совокупность женщин, родивших детей в прошлом году)
3 - это та часть населения, среди которой могут происходить демографические события данного рода (то есть, например, по отношению к разводимости, это совокупность супружеских пар)
14. Для каких сравнений в большей степени пригодны общие коэффициенты рождаемости, смертности, брачности и разводимости?
1 - Для территориальных и международных сопоставлений
2 - Для изучения динамики этих процессов в рамках одной страны или региона (при условии, что коэффициенты изменяются за несколько лет достаточно резко)
3 - И для того, и для другого в равной мере
15. Что характеризует суммарный коэффициент рождаемости?
1 - Число рождений в расчете на 1000 человек населения в течение года
2 - Число рождений в расчете на 1000 женщин в возрастах от 15 до 49 лет в течение года
3 - Среднее число рождений в расчете на одну женщину в течение всей жизни
16. На какой из "классических" демографических процессов больше всего походит ассимиляция этнических меньшинств, то есть их растворение среди этнического большинства?
1 - на естественное движение населения (рождаемость и смертность)
2 - на механическое движение населения (миграция из этноса в этнос)
3 - на брачное движение населения (брачность, разводимость, овдовение)
17. Какая демографическая политика более эффективна?
1 - направленная на снижение рождаемости в тех странах, где она высока
2 - направленная на повышение рождаемости в тех странах, где она низка
3 - обе эти политики в равной мере неэффективны
18. Какой вид движения населения в России учитывается статистикой точнее?
1 - Естественное движение (рождаемость и смертность)
2 - Механическое движение (миграция).
3 - И то, и другое в равной мере
19. Что такое средняя продолжительность жизни для людей, достигших возраста x лет?
1 - это средний возраст населения старше x лет
2 - это средний возраст умерших старше x лет, рассчитанный по методике таблицы смертности
3 - это средний возраст умерших старше x лет, рассчитанный по методике таблицы смертности, минус сама величина x
20. К чему до сих пор приводило введение запрета на аборты?
1 - к длительному и устойчивому повышению рождаемости
2 - к весьма кратковременному повышению рождаемости с последующим снижением ее уровня
3 - эти законы вообще не влияли на уровень рождаемости
21. Для каких стран была характерна антинаталистическая демографическая политика, направленная на снижение рождаемости?
1 - для стран Западной Европы
2 - для Индии и Китая
3 - для США
22. В каких единицах измерения рассчитываются общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности и разводимости?
1 - В процентах (%) – на 100 жителей
2 - В промилле (‰) - на 1000 жителей.
3 - В расчете на 10 тысяч жителей
23. Для каких стран была характерна пронаталистическая демографическая политика, направленная на повышение рождаемости?
1 - для СССР и стран Восточной Европы
2 - для Индии и Китая
3 - для США
24. Чем отличается пронаталистическая демографическая политика от социальной политики, направленной на повышение жизненного уровня семей с детьми?
1 - при проведении пронаталистической политики, направленной на повышение рождаемости, пособия на детей всегда выше, чем при проведении обычной социальной политики
2 - при введении мер пронаталистической политики государство декларирует ее демографическую цель - повышение рождаемости, а при проведении социальной политики такой целью объявляется только повышение жизненного уровня нуждающихся семей.
3 - цели демографической и социальной политики полностью совпадают друг с другом
25. Во многих странах выплачиваются пособия на детей одиноким матерям в больших размерах чем полным семьям, в которых есть оба родителя. Какова цель предоставления этой привилегии?
1 - цель демографическая – государство заинтересовано в том, чтобы неполных семей стало больше.
2 - цель социальная – государство заинтересовано в том, чтобы неполные семьи не были ущемлены материально из-за того, что в них нет второго кормильца
3 - цель и демографическая и социальная.
26. Какой тип возрастно-поколенной структуры из приведенных ниже НЕ может существовать в течение жизни двух и более поколений, если режим замещения поколений за это время не изменится, а миграция не влияет ни на численность, ни на возрастной состав населения?