Рабочие гипотезы

Функциональный анализ

Типология по В.И. Ильину

Социальное действие проявляется в разных формах.

Позитивное действие. Это действие, совершенное вовне. Например, акт покупки или возврата товара.

Негативное действие - это действие, которое субъект (индивид или организация) хотел бы совершить, но не совершил. Негативное действие - это тоже действие, хотя его не видно (человек зашел в магазин, посмотрел и ушел; бросившему курить мучительно хочется купить сигареты, но он воздерживается). Оно проявляется в двух основных вариантах:

а) воздержание - это отказ от действия, которое можно совершить, но от которого лучше воздержаться по тем или иным причинам. Например, человек имеет потребность в данном товаре и деньги, чтобы его приобрести, но не покупает, поскольку ищет более качественный товар того же вида или считает, что есть более насущные потребности;

б) терпение - это не совершение действия в силу неспособности его совершить. Например, покупатель нуждается в товаре, но не может купить его в силу отсутствия денег или отсутствия товара в доступном магазине.

Итак, рассмотрим такую классификацию как рациональное и иррациональное потребительское поведение.

1. Рациональное потребительское поведение:

· покупка строго запланирована;

· максимум объективности при выборе товаров;

· потребитель задумывается о последствиях;

· потребитель трезво оценивает ситуацию (качество продукта, полезность);

· потребитель максимизирует полезность товара при ограниченном доходе;

· большое значение имеет марка производителя.

2. Иррациональное потребительское поведение:

· незапланированная покупка;

· при выборе товара преобладают эмоции;

· потребитель не задумывается о последствиях;

· максимум субъективности в оценках;

· покупка вызвана увиденным изображением продукта;

· одним из главных стимуляторов является реклама;

· влияние моды.

Общие факторы:

· экономический кризис;

· развитость рынка товаров;

· насыщение рынка товарами для разных типов потребителей;

· конкуренция товаропроизводителей и торговых фирм.

Специфические факторы:

· уровень дохода;

· возраст;

· пол;

· образование;

· социальное положение;

· наличие детей;

· семейное положение;

· иерархия жизненных ценностей в выбранных группах;

· стимулирование потребителей каждого типа к повторной покупке;

· мода;

· информированность о товаре, компании.

1) основными критериями при выборе товара потребителем являются цена, производитель, качество;

2) у покупателей-мужчин преобладает рациональный аспект потребительского поведения, а у покупателей-женщин – иррациональный;

3) чем выше уровень дохода и образования у потребителя, тем больше требований при выборе товара он предъявляет;

4) у покупателей среднего возраста преобладает рациональный аспект потребительского поведения, а у молодежи – иррациональный;

5) у большинства потребителей, состоящих в браке, преобладает рациональный аспект потребительского поведения;

6) у большинства потребителей ключевыми мотивами при выборе определенных услуг являются желание дать или получить образование и быть здоровым;

7) при совершении покупки большинство потребителей советуются с членами семьи и коллегами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: