Семинар № 6
Семинар № 4.
Тема: Занятость социально незащищенных слоев населения (молодежь, женщины, инвалиды)
1. Пути повышения конкурентноспособности молодежи.
2. Гендерные аспекты занятости: профессиональная сегрегация по признаку пола, социальный портрет безработной, обобщение опыта решения проблем трудоустройства женщин.
3. Опыт деятельности учреждений и организаций, обеспечивающих профессиональную реабилитацию инвалидов. Региональные аспекты решения проблем занятости инвалидов (обобщение опыта Московской, Вологодской, Амурской и других областей).
Литература: 16, 44, 62, 45, 37, 4, 46, 33, 34, 39, 51, 43, 46, 58, 61, 5, 17, 18, 47, 50, 52, 57.
Семинар № 5 ( коллоквиум)
Тема: Труд и занятость за рубежом и в России
Студенты представляют результаты самостоятельной работы по составлению сравнительной характеристики труда и занятости за рубежом и в России по примерному плану: состояние современного рынка труда, государственная политика в области занятости, социальная поддержка трудящихся, социальная работа с незанятыми (на примере одной из стран, выбранных студентом). Совместно выделяются важнейшие тенденции в решении вопросов занятости на мировом рынке труда и специфические особенности состояния современного российского рынка труда.
|
|
Литература: 6, 11, 12, 31, 32, 35, 40, 41, 42, 59, 60.
Важную роль в оценивании результатов работы играет самостоятельный подбор необходимых источников.
Тема: Занятость населения Вологодской области.
1.«Целевая программа содействия занятости населения Вологодской области»: основные положения и результаты.
2. Характеристика рынка труда Вологодской области.
3. Деятельность ФГСЗН по Вологодской области.
4.Особенности занятости населения различных районов Вологодской области.
5. Оценка эффективности нестандартных видов занятости в условиях Вологодской области (самозанятость, надомничество).
Кроме обсуждения заявленных вопросов, на семинаре представляются отчеты студентов о посещении службы занятости (возможно, районной) или учреждений, обеспечивающих занятость слабо конкурирующих групп населения.
Литература: 10,19, 25, 29, 30, 51.
Информационные материалы, издаваемые службой занятости г. Вологды.
Тема: Социальный портрет современного безработного
Цель: выявление значимых характеристик безработных, требующих учета в социальной работе с данной категорией, формирование навыков составления социально-психологического портрета одной из социальных групп (безработные).
Ход занятия
1. Актуализация знаний студентов по теме (лекция №2):
На каком основании мы выделяем безработных в особую социальную группу?
|
|
Каким образом можно классифицировать данную неоднородную социальную группу?
2. Теоретический анализ литературы: групповая работа.
Каждая группа получает материалы, в которых содержатся статистические данные, характеризующие современного безработного. Необходимо выявить значимые для социально-психологического портрета характеристики современного безработного: типичные черты, возрастные и профессиональные особенности, индивидуальные особенности и причины их проявления в ситуации потери работы. Обсуждение необходимости и достаточности выделения данных характеристик, уточнение и дополнение социально-психологического портрета.
Результаты работы обобщаются на доске с использованием приема «Фиш-бон»: характеристики, показатели:
/ / / / /характеристики
-------------------------
\ \ \ \ \показатели
2. В группах представить портрет безработного в творческой форме: эссе, статья в газете, коллаж, «молния», сказка, быль.
3. Обсуждение итогов работы.