Практическое занятие 4

Задание 4.

Задание 3.

Задание 2.

Задание 1.

Практическое занятие 3.

Задание 4.

Задание 3.

Задание 2.

Задание 1.

На основании таблиц 1 и 2 постройте графики возрастных коэффициентов рождаемости для двух государств. Сравните полученные графики и сделайте письменно, соответствующие выводы.

Таблица 1

Возрастные коэффициенты рождаемости в России 2009г.

Число родившихся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте 15 – 49 лет.  
Все население Городское население Сельское население
моложе 20 52,5 45,6 78,8
20 – 24 163,9 149,1 212,2
25 – 29 103,1 96,4 124,8
30 – 34 54,6 50,5 68,9
35 – 39 22,0 19,5 31,9
40 – 44 5,0 4,1 9,0
45 – 49 0,2 0,1 0,3

Таблица 2

Возрастные коэффициенты рождаемости в Узбекистане 2009 г.

Число родившихся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте 15 – 49 лет.  
Все население Городское население Сельское население
моложе 20 41,6 40,9 42,1
20 – 24 286,6 228,0 325,4
25 – 29 237,0 176,6 280,1
30 – 34 147,2 104,3 182,9
35 – 39 69,2 44,6 93,3
40 – 44 23,2 11,3 37,1
45 – 49 2,9 0,9 4,9

На основании таблицы 3 рассчитайте суммарные коэффициенты рождаемости в России за 1989, 2000, 2010 гг. Сравните полученные коэффициенты с критическим значением суммарного коэффициента рождаемости в России необходимом для простого воспроизводства населения и сделайте письменно, соответствующие выводы.

Таблица 3

Возрастные коэффициенты рождаемости в России в 1989, 2000, 2010 гг.

Возрастные группы Коэффициенты рождаемости
     
15 – 19 52,5 45,6 34,
20 – 24 163,9 113,5 99,0
25 – 29 103,1 67,2 68,0
30 – 34 54,6 29,7 33,4
35 – 39 22,0 10,7 11,5
40 – 44 5,0 2,2 2,3
45 – 49 0,2 0,1 0,1

На основании данных таблицы 4 постройте графики динамики брачной и внебрачной рождаемости в России за период с 1959 по 2009 гг. Проанализируйте полученные графики и сделайте письменно соответствующие выводы.

Таблица 4

Число рожденных в браке и вне брака. Россия, 1959 – 2009

Годы Всего, тыс. чел. В том числе рожденные, тыс. чел. Доля рождений
  в зарегистрированном браке вне зарегистрированного брака в зарегистрированном браке, % вне зарегистрированного брака, %
  2796,2 2407,9 388,3    
  1990,5 1732,3 258,2    
  1847,6 1648,9 198,7    
  2106,1 1881,0 225,1    
  2178,5 1937,4 241,1    
  2375,1 2133,5 241,6    
  2348,5 2044,1 304,4    
  2160,6 1868,8 291,8    
  1988,9 1698,3 290,6    
  1794,6 1506,7 187,9    
  1587,6 1315,3 272,3    
  1379,0 1128,3 250,7    
  1408,2 1132,4 275,8    
  1363,8 1075,5 288,3    
  1304,6 1004,8 299,8    
  1259,9 940,8 319,1    
  1283,3 937,4 345,9    

На основании данных таблицы 5 постройте столбчатые диаграммы динамики вклада возрастных групп в итоговую рождаемость. Проанализируйте полученные диаграммы и сделайте письменно соответствующие выводы.

Таблица 5

Вклад возрастных групп в итоговую (суммарную) рождаемость. Россия, 1980, 2002 – 2010, %

Год Возраст матери Итого
15 – 19 20 – 24 25 – 29 30 - 34 35 и старше
Все население
  11,6 41,9 26,7 13,8 6,0 100,0
  14,7 41,5 24,7 12,8 6,2 100,0
  15,8 42,3 24,0 12,0 6,0 100,0
  16,6 43,2 23,4 11,3 5,6 100,0
  17,3 43,5 23,5 10,7 5,1 100,0
  17,8 43,0 24,0 10,6 4,6 100,0
  17,0 42,2 25,0 11,1 4,8 100,0
  15,5 41,5 26,0 11,8 5,1 100,0
  14,7 40,2 26,9 12,8 5,3 100,0
  13,7 39,9 24,7 13,5 5,5 100,0
Городское население
  11,7 41,5 27,5 14,1 5,2 100,0
  14,1 41,6 25,3 13,0 6,0 100,0
  15,4 42,3 24,4 12,2 5,7 100,0
  16,0 43,1 23,9 11,5 5,3 100,0
  16,9 43,4 23,9 11,0 4,8 100,0
  17,4 42,8 24,5 10,8 4,5 100,0
  16,5 42,1 25,5 11,2 4,6 100,0
  15,0 41,6 26,4 12,0 4,9 100,0
  14,1 40,4 27,3 13,0 5,1 100,0
  13,0 40,1 27,8 13,8 5,3 100,0
Сельское население
  10,9 43,1 25,1 13,4 7,5 100,0
  16,5 41,1 23,0 12,3 7,2 100,0
  17,0 42,3 22,6 11,5 6,6 100,0
  17,4 43,6 22,1 10,7 6,1 100,0
  17,6 44,5 22,2 10,1 5,6 100,0
  17,7 44,5 22,6 10,0 5,1 100,0
  17,5 43,2 23,6 10,6 5,2 100,0
  16,2 42,1 24,8 11,3 5,7 100,0
  15,6 40,2 26,8 12,2 5,9 100,0
  14,8 39,6 27,0 12,6 6,0 100,0

Тема занятия: Браки и разводы.

Цель занятия: закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения данной темы.

Содержание занятия:

1. Общие и специальные коэффициенты брачности. Зависимость частоты заключения браков от возрастной структуры населения.

2. Специальные таблицы брачности. Прекращение брака.

3. Таблицы разводимсти. Взаимосвязь характеристик вступающих в брак.

Практические навыки: научить студентов определять показатели брачности с использованием метода условного поколения.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Практическое задание:

Используя метод условного поколения, рассчитайте число лет, прожитых в браке одним поколением женщин, условно проживших от 6 до 49 лет на критический момент переписи 2002 года. Для расчета использовать данные таблицы 6.

Таблица 6

Расчет числа лет, прожитых в браке одной женщиной в среднем из условного поколения в возрастном интервале от 16 до 49 летв России (по данным Всесоюзной переписи населения 2002 г.)

Возрастные группы (лет) Число женщин состоящих в браке (на 1000 человек) Доля женщин состоящих в браке (в долях единицы) Число лет прожитых в браке в среднем одной женщиной в каждом возрастном интервале
16 – 17 37,0    
18 – 19 233,0    
20 – 24 622,0    
25 – 29 801,0    
30 – 34 824,0    
35 – 39 805,0    
40 – 44 774,0    
45 – 49 739,0    

Расчет производится по формуле:

 
 

где mТ х – число лет, прожитых в браке одной женщиной в среднем из условного поколения; mР х – численность женщин в возрасте «х», состоящих в браке; Р х – численность всех женщин (т. е. всех категорий брачного состояния) в возрасте «х»; n – число лет возрастного интервала.

Порядок расчета следующий:

1. Необходимо данные о числе женщин состоящих в браке (колонка 2) перевести в доли единицы, (т. е. разделить на 1000)

2. Чтобы получить число человеко – лет, прожитых в браке на протяжении всех лет возрастного интервала, нужно умножить каждую долю на число лет в возрастном интервале.

3. Итоговая сумма интерпретируется следующим образом. При условии, что уровень брачного состояния у женщин России оставался бы неизменным очень долгое время и именно таким, как на момент переписи 2002 г., в среднем одна женщина данного условного поколения прожита бы в интервале от 16 до 49 лет в браке …. (лет).

На основании данных таблицы 7 постройте графики динамики числа зарегистрированных браков в России, 2000-2010 гг. Проанализируйте полученные графики и сделайте, письменно, соответствующие выводы.

Таблица 7

Число зарегистрированных браков, Россия, 1980 – 1998 гг. тыс. чел.

Годы Первых Повторных
Женщины Мужчины Женщины Мужчины
  1188,0 1202,4 276,6 262,2
  1058,7 1048,7 330,7 340,7
  985,3 994,4 334,7 325,6
  948,6 954,5 328,6 322,7
  773,2 783,0 280,6 270,7
  817,5 825,6 289,3 281,1
  789,2 793,2 291,4 287,4
  776,0 780,1 299,3 295,1
  620,6 626,2 246,5 240,5
  672,0 663,7 256,5 264,7
  611,0 620,6 237,7 228,1

На основании данных таблицы 8 постройте диаграммы динамики числа мужчин и женщин, не состоявших в браке. Проанализируйте полученные диаграммы и сделайте письменно соответствующие выводы.

Таблица 8

Число мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке на 1000 чел. соответствующего возраста 1989, 1999, 2009 гг.

Возраст, лет Мужчины Женщины
           
25 – 29            
30 – 34            
35 – 39            
40 – 44            
45 – 49            

На основании данных таблицы 9 постройте график изменения доли возрастных групп мужчин и женщин в общем, числе разводов. Проанализируйте полученный график и сделайте, письменно, соответствующие выводы.

Таблица 9

Разводы по возрасту разводящихся Россия 2009 г.

Возраст, лет Мужчины Женщины
моложе 18    
18 – 19    
20 – 24    
25 – 29    
30 – 34    
35 – 39    
40 – 44    
45 – 49    
50 – 54    
55 – 59    
60 и старше    
возраст не указан    
Итого:    

Тема занятия: Миграция населения.

Цель занятия: закрепить теоретические знания, полученные в ходе изучения данной темы.

Содержание занятия:

1. Понятие и типология миграции. Миграция как сложный социально-экономический фактор в формировании населения.

2. Основные виды пространственного движения населения: эпизодическая миграция, маятниковая миграция, сезонная миграция, безвозвратная миграция.

3. Миграция и процесс урбанизации.

4. Изучение миграции. Показатели размера миграции и ее интенсивности.

Практические навыки: научить студентов рассчитывать показатели миграции населения на основании статистических данных.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Практическое задание:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: