ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2002 ГОДУ И МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА
РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ МЗ РФ «ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ»
МЗ РФ, реализуя стратегический план развития отрасли до 2010 г. сосредоточил основное внимание на совершенствовании системы управления здравоохранением РФ, сохранении государственного сектора, объемов и качества бесплатной медицинской помощи и обеспечении реализации конституционных прав граждан России на охрану здоровья.
В соответствии с основными решениями по приоритетным направлениям развития здравоохранения принята и утверждена отраслевая Программа «Управление качеством в здравоохранении на 2003 - 2007 годы». Программа подготовлена с учетом российского и зарубежного опыта программно-целевого планирования. Органам управления здравоохранением субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить территориальные программы управления качеством в здравоохранении.
Под качеством медицинской помощи понимается процесс взаимодействия врача и пациента, основанный на квалификации врача, т. е. его способности снижать риск про-грессирования заболевания у пациента и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента оказанной ему медицинской помощью.
|
|
Система управления качеством в здравоохранении является структурным элементом системы управления здравоохранением - ее частью, включающей специфические организационно-технические мероприятия и алгоритмы по обеспечению и улучшению качества медицинской помощи.
Обеспечение требуемого уровня качества продукции и услуг в здравоохранении должно осуществляться на всех уровнях системы здравоохранения взаимосвязанными мероприятиями по оптимизации использования ресурсов, внедрению современных технологий, мониторированию полученных результатов с последующей корректировкой. Оценка качества строиться на сопоставлении реальной ситуации с «эталоном», т.е. стандартами, которые рассматриваются как базовые показатели качества в системе здравоохранения.
Стандартизацией в здравоохранении является деятельность, направленная на достижения оптимальной степени упорядочивания в здравоохранении путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий продукции, технологий, работ и услуг, применяемых в здравоохранении.
Система управления качеством в здравоохранении РФ основывается на следующих принципах непрерывного управления качеством:
■ Потребности гражданина в сохранении и укреплении здоровья.
|
|
■ Доступность обоснованного и законного обеспечения медицинской помощью населения.
■ Участие всех лиц и организаций, непосредственно работающих в системе.
■ Принятие клинических и управленческих решений на основе научного подхода, включающего как постоянный сбор и критический анализ результатов научных исследований, так и организационный эксперимент.
■ Переход от контроля индивидуального выполнения работ, к совершенствованию технологических процессов и их ресурсного обеспечения, к выявлению отклонений от установленных требований, причин их возникновения и предотвращения в дальнейшем.
■ Взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия по основным наиболее значимым вопросам улучшения системы.
■ Единый порядок разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, надзора и контроля за их соблюдением.
■ Социальная, научная и экономическая целесообразность разработки и применения технологий в практическом здравоохранении.
■ Соответствие установленных требований законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки.
■ Обеспечение возможности контроля установленных требований объективными методами.
Основные цели, задачи и сроки реализации программы Целью программы является создание государственной системы управления качеством в здравоохранении в целях укрепления здоровья населения.
Программа рассчитана на 2003 - 2007 гг. и предполагает решение следующих задач:
1. Разработать и внедрить единую стратегию непрерывного улучшения качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении на всей территории РФ, гармонизированную Международными стандартами в области обеспечения качества в здравоохранении.
2. Создать службу yпpaвления качеством в здpaвooxpaнeнии.
3. Развить системы стандартизации, лицензирования сертификации и аттестации в здравоохранении.
4. Обеспечить эффективное взаимодействие органов управления здравоохранением всех уровней, фондов обязательного медицинского страхования, организаций здравоохранения, страховых медицинских организаций, общественных и других организаций в целях непрерывного повышения качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении.
5. Перейти к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения.
6. Разработать и внедрить систему мотивации и экономические механизмы стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении.