ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА НА МАРШРУТЕ
Нормы времени на проведение погрузоразгрузочных работ
Таблица 4.3
Линейный (путевой) расход топлива Qs, л/100 км, определяют по формуле:
где ge ср – средний эффективный расход топлива, г/кВт·ч;
Ma ср – средняя полная масса АТС на маршруте, кг; ρт – плотность топлива, кг/л; ψср 0 – средний коэффициент общего дорожного сопротивления без учета скорости транспортного средства.
Средний эффективный расход топлива ge ср, г/кВт·ч, определяют по формуле:
где gN – удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности, г/кВт·ч; Ки ср – средний коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя; Кч ср – средний коэффициент, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности g N, г/кВт·ч, рассчитывают по формуле:
где ge min – минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч.
|
|
Минимальный удельный расход топлива [1]:
- для дизелей – ge min = 210 ÷ 240 г/кВт·ч;
- для бензиновых двигателей – ge min = 280 ÷ 320 г/кВт·ч.
Средний коэффициент Ки ср, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от степени использования мощности двигателя, рассчитывают по формуле:
где Иср – средняя степень использования мощности двигателя;
А, В, С – эмпирические коэффициенты.
Значения коэффициентов [1]:
- для дизелей – А = 1,70; В = 2,63; С = 1,92;
- для бензиновых двигателей – А = 2,75; В = 4,61; С = 2,68.
Среднюю степень использования мощности двигателя Иср, определяют по формуле:
где Nw ср – средняя мощность, затраченная на преодоление сопротивления воздуха, кВт; Nψ ср – средняя мощность, затраченная на преодоление дорожного сопротивления, кВт; Nср 0 – средняя мощность двигателя по внешней скоростной характеристике, кВт.
Среднюю мощность, затраченную на преодоление сопротивления воздуха, Nw ср, кВт, рассчитывают по формуле:
Среднюю мощность, затраченную на преодоление дорожного сопротивления, Nψ ср, кВт, рассчитывают по формуле:
Среднюю полную массу на маршруте Ma ср, кг, для пассажирских и грузовых АТС соответственно, определяют по формулам:
Средний коэффициент общего дорожного сопротивления без учета скорости транспортного средства ψср 0, рассчитывают по формуле:
Чтобы определить среднюю мощность двигателя по внешней скоростной характеристике, необходимо рассчитать среднюю эффективную частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Среднюю эффективную частоту вращения коленчатого вала двигателя nе ср, об/мин, рассчитывают по формуле:
|
|
где iк ср – среднее передаточное число коробки передач.
Среднее передаточное число коробки передач iк ср, определяют по формуле:
Средний коэффициент Кч ср, учитывающий зависимость удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя, рассчитывают по формуле:
где А΄, В΄, С΄– эмпирические коэффициенты.
Для всех типов двигателей – А΄ = 1,23; В΄ = 0,79; С΄= 0,56 [1].
Плотность [2]:
- бензина – ρт = 0,74 кг/л;
- дизельного топлива – ρт = 0,825 кг/л.