То, что будет на семинаре (по типологиям)

Характеристики реального или выдуманного персонажа с позиции разных типологий. Можно даже вини пуха. Также дать и свою социально-психологическую характеристику данному персонажу. Также, конечно, надо написать что-то вроде анамнеза героя. Т.е. дать о нем представление.

В формате word 1997-2003 (doc).

Апреля до 23.55 сдать письменные работы ей.

В письме указать ФИО, группу и кафедру.

3 работы: 1 по соц-псих факторам той или иной теории

3. Социально-психологическая компетентность.

Научная категория; включает в себя специальные знания об обществе, стиле общения, политике и т.д. СПК позволяет человеку ориентироваться в социуме, выбирать тот или иной стиль общения в зависимости от социальной ситуации. Эта категория предполагает наличие специальных знаний.

Структура СПК.

Структура общения – коммуникативная сторона, интерактивная и перцептивная.

1) Коммуникативную компетентность – совокупность знаний, умений и навыков (ЗУН), необходимых для эффективного общения. А еще она понимается как способность ориентироваться в различных ситуациях (социальных) и использовать вербальные и невербальные средства общения. Пара-лингвистика и экстра-лингвистика также входят в невербальное общение, помимо позы и т.д.

2) Когнитивно-перцептивный компонент.

Данная компетентность заключается в точности восприятия других людей и в степени соответствия индивидуальной картины мира научной. Степень когнитивной сложности: есть когнитивно простые люди (все классифицируют в категории свой-чужой) и когнитивно сложные.

3) Интерактивная компетентность. Проявляется в выборе стиля взаимодействия и в области социальных влияний. Умение оказывать, воспринимать, противостоять социальному влиянию.

Уровни проявления социально-психологической компетентности:

Макро-уровень: в области политики, экономики, и т.д.

Миди-уровень: в области социальных групп, институтов, общностей.

Микро-уровень: непосредственно межличностное общение.

Факторы, влияющие СПК.

· Индивидуальные качества человека. Особенности характера, локус контроля и т.д.

· Психические состояния. Эмоциональные состояния, особенности настроения.

· Эффективность социализации. Социализированная личность безусловно более соц-псих. Компетентна

· Культурные различия.

· Специальная социально-психологическая подготовка.

Виды СПК.

Два основных вида:

1. Житейская СПК. В ее основе лежат представления, стереотипы, жизненный опыт, которые являются результатом социальной адаптации и социализации.

2. Профессиональная социально-психологическая компетентность. Основывается на специальных знаниях.

Подвиды СПК:

А) «Кастовая» СПК. Некое этикетное общение, принятое в определенных закрытых узких кругах (богема, аристократия, научная среда и т.п.)

Б) Преступная СПК.

В) СПК власти. Включает в себя систему специальных знаний в области политики государства и подразумевает воздействие на ход событий с учетом интересов нации с одной стороны и отдельного человека с другой.

Функции СПК:

1. Регулирование и организация процесса общения и взаимодействия

2. Обеспечение эффективности взаимодействия

3. Ориентация в социуме

4. Экспертная функция

Социализация

План

1. Понятие социализации

2. Содержание социализации

3. Стадии социализации

4. Основные механизмы социализации

5. Институты и агенты (самостоятельно)

6. Социализация и индивидуализация как двуединый процесс

7. Основные теоретические подходы к анализу социализации (самостоятельно)(Учебник авт. Белинская – Тихомандрицкая «Соц. Псих. Личности)

Социализация – одновременно процесс усвоения социального опыта по мере вхождения в систему социальных отношений, а также результат освоения и активного воспроизводства.

Социализация может рассматриваться как типичный и как единичный процесс. Как типичный он означает похожесть протекания данного процесса для определенной социальной группы. Как единичный социализация возникает в результате индивидуальных особенностей человека, т.е. социализации каждого отдельного человека уникальна. В последнее время говорят о ресоциализации – процессе вторичного вхождения человека в социальную среду, либо в результате сбоев в предыдущей социализации или в результате смены социо-культурного окружения.

В последнее время в изучении социализации вне зависимости от принадлежности к тому или иному психологическому направлению наметился ряд тенденций в изучении социализации:

1. Рассмотрение социализации как непрерывного процесса и отсутствия возрастных ограничений.

2. Отказ от создания общей концепции социализации и рассмотрение частных моделей социализации.

3. Изучение социализации по двум направлениям, раздвоение линий исследования социализации: исследования как процесса и исследования как результата.

Близкие социализации понятия. (Социализация и близкие понятия.)

Очень часто в современных исследованиях путают понятия.

Социализированность может быть компонентом социализации, если мы говорим о результате. Социализированность – это соответсвие социальным требованиям на данном возрастном этапе, а также наличие характеристик, определяющих социальную адаптацию.

Воспитание

Г.М. Андреева: целенаправленное воздействие общества на личность – воспитание. Ставит знак равенства между В. и социализацией, если оно рассматривается в широком смысле, как целенаправленное воздействие общества на личность.

Возражения к точке зреия Андреевой:

Воспитание – всегда осознаваемый процесс. А социализация проходит как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне. Второе возражение – социализация всегда шире, чем В.

Адаптация

Адаптация может рассматриваться как механизм социализации. Правда некоторые ставили (неверно) знак равенства между этими понятиями.

Адаптация бывает физиологическая и социальная. Социальная – это адаптация в этой социальной группе.

По результатам социальная адаптация может быть как положительной, так и отрицательной. По механизмам реализации – может быть как добровольной, так и принудительной.

Процесс социальной адаптации проходит в три стадии:

1. Ознакомление, ориентировка в ситуации.

2. Ролевая ориентация.

3. Стадия самоутверждения.

Различают следующие уровни социально-психологической адаптации.

1. Целенаправленный конформизм. Человек, внешне соглашаясь с мнением среды, продолжает исповедовать свои нормы и ценности.

2. Взаимная терпимость. И у человека, и у той группы, куда он входит, ценности различаются, но они проявляют обоюдную терпимость.

3. Аккомодация. Не просто терпимость, а признание группой и личностью ценностей друг друга.

4. Ассимиляция.

Содержание социализации.

Если рассматривать ее как процесс, то

- инкультурация (Трансляция культурных ценностей, моделей поведения или передача по наследству всех тех особенностей, которые свойственны другим.);

- интернализация (Усвоение социальных норм, моделей поведения, социальных символов, принятых в том или ином социуме.);

- адаптация;

-

(Белинская и Тихомондрицкая)

Если рассматривать как результат, то

- социальное конструирование (Проявляется в выборе ролей, стратегии поведения в рамках данной роли. Построение некоего образа социального мира и своего образа в нем.);

- социализация как со-действие (по Выготскому). Социализация как содействие предполагает, что освоение новых правил, норм и т.д. протекает во взаимодействии другими людьми (в процессе интериоризации).

Было введено понятие психологического симбиоза (Дж. Шоттер и Дж. Ньюсон). Они исследовали взаимоотношения матери и ребенка, они обнаружили, что мать относится к ребенку как к некой диаде, которая включает и её:

До трех лет: М (мать)-à М+ р (ребенок)

От трех лет: М (мать) -à М+Р (ребенок)

После 18 лет: М (мать) -à м+Р (ребенок)

В симбиотической диаде мать формирует ребенка как личность, а он влияет на её поведение, определяет его.

Американский психолог М. Коул говорит о том, что содействие материи ребенка определяется рядом черт:

1. Мать инициирует поведение ребенка, побуждая его к содействию.

2. В процессе содействия мать ставит задачи, посильные для ребенка.

3. Решение этих задач выбирается из тех, которые культурно предпочтительны.

4. А потом эти культурно предпочитаемые стратегии поведения интериоризируются ребенком и они становятся уже индивидуальными стратергиями поведения.

Стадии социализации

Андреева выделяет дотрудовую, трудовую и посттрудовую стадии. Биологизаторские теории стадии социализации связывают с инстинктами и их удовлетворениями, команда Водалёва выделяет следующие стадии: 1) первичная социализация (авторы признают влияние бессознательного, но решающее значение предают процессу познания и овладения ребенком социальными ролями в процессе игровой деятельности и отношений в семье. 2) маргинальная стадия: происходит формирование я-концепции, самосознания и социальной идентичности. 3) устойчивая социализация. Овладение определенным статусом, выполнение широкого спектра социальных ролей, и свидетельствует о характере и качестве социализации. 4) посттрудовая стадия. Утрата статуса и ряда ролей, что сопровождается эмоциональными переживаниями, которые компенируются некой новой ролью.

Процесс социализации-индивидуализации.

Индивидуализация невозможна без процесса социализации.

1. Младенчество. Эмоциональная близость и общение с мамой. 0 – 1 год. Я в О

2. Раннее детство. От 1 до 3 лет. Предметно-манипулятивная деятельность. Я и О

3. Дошкольное детство. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. 3-6-7. Я в О

4. Младший школьный возраст. Вед. Деят. – учебная. 6-10 Я и О

5. Подростковый возраст – интимно-личностное общение со сверстниками 11-15 Я в О

6. Юношеский возраст. Ведущий вид деятельности – профессиональное самоопределение. 15 – 18 лет. Я и О

Я в обществе à социализация

Я и общество à индив.

Таким образом, периоды социализации перемежаются периодами индивидуализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: