Спрос – это количество объектов (зданий, строений, сооружений и земельных участков, а также права на них), которые покупатели готовы приобрести по складывающим ценам за определенный период времени, при прочих равных условиях спрос на недвижимость изменяется в обратной зависимости от цены.
Спрос на недвижимые объекты формируются под влиянием многочисленных факторов. Спрос на недвижимость может быть очень изменчив по регионам, районам и микрорайонам.
Спрос на землю как фактор производства по своей сути является производным от спроса на конечный продукт, производимый с использованием земли, поэтому величина спроса на землю будет определяться:
1. ценой земли относительно цены на другие факторы производства;
2. продуктивностью земли сельскохозяйственного использования и назначения;
3. ценой конечного продукта (доходность расположенного на участке).
Предложение – это количество объектов недвижимости, которые собственники готовы продать по определенным ценам за некоторый период времени.
В любой текущий момент времени общее предложение складывается из двух элементов:
1. предложение уже существующей недвижимости;
2. новой недвижимости (строящей недвижимости).
Соотношение двух элементов предложения изменяются во времени и от места к месту, в то же время основной тенденцией является преобладание предложения существующей недвижимости, что связано с его долговечностью.
Изменения предложения на рынке объектов недвижимости может быть реализовано:
1. за счет строительства новой или реконструкции существующей недвижимости;
2. за счет изменения типа недвижимости;
3. за счет изменения существующих прав на недвижимость без физического изменения самих объектов.
Цена – это количество денег уплаченных за единицу недвижимости в свершившихся сделках.
Цена предложения отличается от цены тем, что она может быть снижена за счет уторгования, когда собственник сам продает без риелтеров.
Рыночная стоимость – это наиболее вероятный денежный эквивалент собственности и наивысшая цена, которую может принести продажа участка на конкурентном и открытом рынке, когда покупатель и продавец действуют разумно и на сделку не влияют посторонние стимулы.
Существуют виды стоимости отличные от рыночной.
Сегментация рынка недвижимости, рынок недвижимости сегментирует по различным признакам, наиболее распространены три подхода сегментации рынка недвижимости:
1. институционный – сегментирует рынок по участкам рынка;
2. объектный – предполагает сегментирование по объектам и выделяют:
2.1 рынок земли (застроенные, незастроенные земельные участки);
2.2 рынок зданий, строений, сооружений;
2.3 рынок тайлешероф (рынок на начальной стадии развитии заключается договор);
3. воспроизводственный – рынок сегментируется по отношениям, складывающемся на рынке, условно выделяют три группы рынков:
3.1 рынок развития объектов недвижимости – это совокупность отношений, возникающих при реконструкции или создании объектов недвижимости, предполагает деятельность по созданию, или видоизменению физических характеристик объектов, обуславливают весь дальнейший характер с правами и потребления объектов недвижимости;
3.2 рынок потребления объектов недвижимости – это совокупность отношений, возникающих в процессе эксплуатации содержания и управления объектов недвижимости;
3.3 рынок оборота прав на недвижимость – это совокупность отношений, возникающих при перераспределении прав на недвижимость, обеспечивают переход на объект недвижимости, регистрацию прав и сделок с ними.
Кроме того, рынок недвижимости сегментируется и делятся:
1. первичный – объект недвижимости включается в оборот;
2. вторичный – объект недвижимости несколько раз продавался, покупался.
Сегментируется:
1. по географическому признаку;
2. по стоимости объекта;
3. по типу недвижимости;
4. по мотивации покупателей;
5. по типу сделок;
6. по форме собственности (муниципальная, государственная и частная).