Справедливость и право

Эстетические ценности.

Мораль в истории человечества.

1.Мораль в истории человечества

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отноше­ние формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: люди, вещи и идеи

Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представ­ление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от возраста, пола, расы, нации, происхождения и т.п., возникало и укреплялось либо в сравне­нии человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу дей­ствия общих закономерностей жизни общества. Так, в буддиз­ме равенство людей и признание их ценности происходило вследствие того, что все рожденное обречено на страдание и должно преодолеть его и приобрести блаженство. В христиан­стве ценность человека усматривается в возможности искупле­ния греховности и обретения вечной жизни во Христе, а в ис­ламе — в отдаче себя Аллаху и исполнении его воли.

Понятие ценности человека — универсальное и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества. Попытки де­лить людей на «нужных» и «ненужных» порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой лич­ности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. Разрушение целостного мира личности (аномия) дестабилизирует общество. Что касается мораль­ных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотно­шении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни.

В истории человечества было несколько сменявших друг друга установок, отражающих разные системы ценностей. Одна из наиболее древних—гедонизм, который утверждает наслаж­дение как высшее благо жизни и критерий поведения челове­ка. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «...нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться». Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристипп, который учил, что лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. Поз­же к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассенди, Гельвеции, Гольбах и др.

Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное от­речение от наслаждений и желаний, культ страданий и лише­ний, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция про­явилась в христианстве, особенно в монашестве, в философ­ских школах киников (Диоген с его девизом «быть нагим и оди­ноким»), а также в грубо уравнительных тенденциях «казар­менного коммунизма».

Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравствен­ности считает пользу. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наи­большему счастью для наибольшего числа людей.

В XX в. учение о ценностях связано с именами таких выда­ющихся мыслителей и гуманистов, как А. Швейцер, М. Ган­ди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна, Ортега-и-Гассет, а также с плеядой русских религиозных философов — П. Фло­ренским, С. Булгаковым, Н. О. Лосским, Вл. Соловьевым, Н. А. Бердяевым, Л. П. Карсавиным и др. Бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения чело­вечества, возникновение глобальных проблем до предела обо­стрили все традиционные проблемы.

На первый план вышли общечеловеческие проблемы, свя­занные с признанием абсолютной ценности самой жизни чело­века и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций «благоговение перед жизнью» (А. Швей­цер), «заслужи любовь ближнего» (Г. Селье), «цели для человечества» (А. Печчеи), «путь ненасилия» (М. Ганди), «ноосфе­ра» (В. И. Вернадский) и других не случайно, а отражает совре­менный этап развития общечеловеческих идеалов. Представ­ление о прекрасном в мире и человеке сформировалось на са­мых ранних этапах развития человеческого общества и его со­знания. Показательно, что нет культуры и цивилизации, кото­рые обходились бы без искусства, без того или иного телесно­го или духовного канона человека. Как заметил Александр Блок, «искусство есть только космос — творческий дух, оформливающий хаос (душевный и телесный мир).

2. Эстетические ценности

Все, что сказано о морали, можно отнести и к эстетичес­ким ценностям. Известное выражение Ф. М. Достоевского «кра­сота спасет мир» нужно понимать не изолированно, а в общем, контексте развития идеалов человечества. Термин «эсте­тика» появился в научном обиходе в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства ухо­дит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отноше­нием понимается особый вид связи между субъектом и объек­том, когда независимо от утилитарного внешнего интереса че­ловек переживает глубокое духовное наслаждение от созерца­ния гармонии и совершенства. Как заметил О. Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно и восприятие прекрасного вызывает, прежде всего, состояние бескорыстной радости, пол­ноты сил, ощущение единства человека с миром.

В этом смысле выделяют объективное содержание эсте­тической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных сти­лей и т.п. Эстетические ценности могут выступать в виде при­родных объектов (например, пейзаж), самого человека (вспом­ним чеховскую фразу о том, что в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также в виде духовных и материальных объектов, созданных челове­ком в виде произведения искусства. В теории эстетики иссле­дуют такие категориальные пары, как прекрасное и безобраз­ное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д. Начиная с античного идеала калокагатии как синтеза добра и красоты в человеке до триады: истина — добро — красота, эстетика прошла длительный исторический путь осознания сути прекрасного, смысла и содержания художественного творения. Главное в этом процессе — овладение понятием символа как знака, наделенного неисчерпаемой многозначностью художе­ственного образа. Смысл символа — в интимной слитности с образом, но не тождественности последнему.

В этом отношении понятие символа близко к сущности мифа. В философии Э. Кассирера человек понимается как «сим­волическое животное», которое с помощью языка, религии, мифа и искусства упорядочивает окружающий его хаос. В це­лом искусство, составляя важнейшую часть феномена духов­ности человека, сопряжено с поиском ответа на вечные экзис­тенциальные проблемы его существования и смысла жизни. В аспекте проблемы человека его задача состоит в реализации идеи возвышения человеческой телесности, в обосновании иде­ала совершенного, прекрасного человека.

3. Справедливость и право

В системе ценностей человеческого духа особое место за­нимают представления о праве и справедливости. Понятие прав человека, «человеческого измерения» всех явлений и событий общественной жизни стало особо актуальным в середине XX в., после того как мир пережил трагедию двух мировых войн, ужасы геноцида, расизма и национализма. Различают шесть основных категорий прав человека: естественные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Осо­бое значение придается естественным правам человека, кото­рые появляются в силу факта самого рождения (а в аспекте биоэтики такие права уже имеются с момента зачатия) и не могут быть отчуждены. Иногда их называют еще «священны­ми», поскольку это такие, как право на жизнь, здоровье, свобо­ду, неприкосновенность и т.д. Гражданское общество и право­вое государство, о чем шла речь выше, призваны гарантиро­вать соблюдение прав человека во всем их объеме.

С проблемой прав человека тесно связано понятие спра­ведливости, суть которого — в выработке принципов, регули­рующих распределение благ и обязанностей граждан, соответствие между деянием и воздаянием, преступлением и наказа­нием. Говоря о справедливости как принципе, перед которым все должны быть равны, следует подчеркнуть, что она не мо­жет быть нормативным идеалом, подобно «Божьей справедли­вости», реализуемой только в потустороннем мире. Достиже­ние полной справедливости в нашем земном мире породило бы вопиющую несправедливость, ибо такое состояние исклю­чало бы все проявления милосердия.

Наиболее актуальна в практическом и теоретическом пла­нах идея распределительной справедливости. Согласно ей, рас­пределение может осуществляться в соответствии с принципа­ми равенства, потребности, заслуг, продуктивности, усилий, профессиональной пригодности, достижений, способностей, социального ранга и статуса, спроса и предложения. В реаль­ной действительности государству и обществу приходится по­стоянно разрешать проблему, которая формулируется как «фак­тор справедливости», — «люди отдают, чтобы получать». Он содержался уже в «Никомаховой этике» Аристотеля и прошел длительный путь исторической эволюции. Учитывая то обсто­ятельство, что разные социальные группы и слои имеют раз­ное представление о справедливости, во главу угла ставится соблюдение принципа устойчивости общества и других форм человеческого общежития за счет обращения к более высоким, чем справедливость, моральным ценностям и нормам, о чем речь шла выше.

Для философского анализа значительный интерес представ­ляет феномен эксплуатации, возникающий в обществе с появ­лением прибавочного труда. Вначале он носит характер само­эксплуатации человека человеком, человека обществом и госу­дарством и, наоборот, общества и государства человеком. В XX в. появились и набрали силу неэкономические формы эк­сплуатации, связанные с национализмом и расизмом, дискри­минацией по признаку пола и экологическим кризисом. Все это так или иначе ведет к росту процессов отчуждения личнос­ти, к дисгармонии во взаимоотношениях личности и общества.

Сторонники концепции доминирования общественной соб­ственности считают, что единственный способ преодолеть ука­занные трудности — уничтожить или резко ограничить част­ную собственность. Практика реального осуществления этих идей показала, что такой путь порождает еще более тяжелые проблемы. Это неэффективность производства, уравниловка в оплате труда и утрата творческих стимулов, рост бюрократии и ее влияния на все стороны жизни общества, духовный кризис и стагнация. Феномен эксплуатации принимает еще более урод­ливые формы, что приводит к деструктивным процессам в об­ществе.

Очевидно, что адекватное решение проблемы собственнос­ти и эксплуатации лежит в русле перехода мировой цивилиза­ции к новым моделям экономического, социально-политичес­кого и духовного развития, связанным с глобальными пробле­мами современности, опирающимся на право и справедливость.

Лекция 24 Человек как личность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: