Организационные основы применения специальной техники

Система правового регулирования применения специальной техники.

1. Система правового регулирования применения специальной техники

Возрастающая роль технических средств в деятельности правоохранительных органов, накопленный положительный опыт по их применению создают предпосылки для научного осмысления и совершенствования правовой основы применения специальной техники в обеспечении правопорядка. Актуальность данной проблемы определяется тем, что уровень разработки правового аспекта применения технических средств во многом обусловливает эффективность использования специальной техники в правоохранительной деятельности.

Правовая основа применения специальной техники – это система законодательных и подзаконных актов, а также устанавливаемых ими принципов и правил, определяющих допустимость использования либо регламентирующих организацию, порядок, условия, способы и результаты использования технических средств в обеспечении правопорядка.

Нормативно-правовое регулирование применения специальной техники в правоохранительной деятельности включает в себя:

- нормы Конституции Российской Федерации;

- нормы законов Российской Федерации;

- нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ;

- межведомственные нормативно-правовые акты;

- ведомственные нормативные акты.

Законодательной основой правового регулирования применения специальной техники является Конституция Российской Федерации – основа всего федерального законодательства, ее нормы имеют прямое действие.

Конституция Российской Федерации содержит основные предписания по вопросам безопасности, обеспечения прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (ст. 2). Поэтому в процессе применения технических средств в правоохранительной деятельности следует неукоснительно выполнять требования норм Конституции РФ, которые закрепляют право граждан на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23). Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Не допускается распространение информации о частной жизни лица (равно как и сбор, хранение, использование сведений) без его согласия (п. 1 ст. 24). Согласно Конституции РФ (ст. 25) жилище неприкосновенно, что означает недопустимость не только вхождения в него против воли проживающих, но и незаконного использования различных технических средств для прослушивания разговоров в жилище, видеоконтроля обстановки и т. п.

Вместе с тем Конституция РФ предоставляет правоохранительным органам, другим структурам обеспечения государственной безопасности существенные возможности по сбору, накоплению, обработке и использованию информации (ст. 55). Следовательно, применение правоохранительными органами технических средств возможно не только для получения в рамках закона необходимой информации, но и защиты на законных основаниях информационных и имущественных прав и свобод граждан.

В Российской Федерации приняты и действуют законодательные акты, которые содержат нормы, допускающие использование технических средств и соответствующих приемов и действий в процессе осуществления правоохранительной деятельности.

Так, Закон Российской Федерации «О милиции» обязывает органы милиции (ст. 10) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности. Прием и регистрация поступающей информации могут осуществляться с использованием технических средств и информационных технологий.

Согласно Закону милиция обязана проводить экспертизу по уголовным делам, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности.

Закон предоставляет милиции право (ст. 11) осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; применять для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде.

Кроме того, милиция имеет право производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности и иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Милиция имеет право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предоставляет учреждениям УИС право (ст. 14) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность, а также наряду с другими правами осуществлять регистрацию осужденных, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» – базовый акт в вопросах применения специальной техники оперативно-розыскного назначения – разрешает оперативным аппаратам правоохранительных органов – субъектов ОРД использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и вреда окружающей среде (ст. 6).

Статья 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет использовать для решения задач оперативно-розыскной деятельности помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе, но в то же время запрещает использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то данным Законом физическими и юридическими лицами. Перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (принят Государственной Думой 21 июня 1995 г.) в ст. 34 указывает, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника. Кроме того, заключенные подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию, помещения, в которых они размещаются, – обыску, а их вещи и посылки – досмотру. В местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ регламентирует применение технических средств в исправительных учреждениях. Статья 83 УИК РФ «Технические средства надзора и контроля» предоставляет администрации исправительных учреждений право использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Вместе с тем администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении указанных средств надзора и контроля (ч. 2 ст. 83 УИК РФ). Перечень и порядок использования указанных технических средств устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 83 УИК РФ).

Заметим, что УИК РФ в ст. 84 регламентирует оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую в исправительных учреждениях. В связи с этим оперативные аппараты УИС вправе использовать все методы и средства ОРД, включая применение специальной техники оперативно- розыскного назначения.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. содержит нормы, в которых подразумевается допустимость либо указана возможность использования технических средств, а также полученных с их помощью результатов в уголовном судопроизводстве (досудебном и судебном разбирательстве по уголовному делу).

Использование технических средств при производстве следственных действий во многом способствует получению достоверных и обоснованных доказательств. При этом в протоколе следственного действия должны быть указаны технические средства, примененные в следственном действии, а также условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Обязательным условием (с отражением в протоколе) является предупреждение лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств.

УПК РФ предусматривает участие специалиста, который, используя свои специальные знания и навыки, будет оказывать помощь в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств с помощью технических средств.

Следует заметить, что применение специальной техники представляет собой, по существу, информационный процесс, в котором технические средства выступают в качестве средств сбора и выдачи информации. Современные технические средства становятся все более компьютеризированными.

Задача законодательного урегулирования информационных процессов, возникающих при использовании технических средств и информационных технологий, во многом решается Федеральным законом от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Он регламентирует информационные отношения, возникающие при формировании информационных ресурсов, создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, а также при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» определил средства защиты информации как «технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации» (ст. 2).

Рассматриваемый Закон отнес к государственной тайне сведения «о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах» оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, «если они раскрывают перечисленные сведения» (п. 4 ст. 5). Процесс применения специальной техники оперативно-розыскного назначения при проведении оперативно-розыскных мероприятий, используемые при этом силы, средства, полученные фактические результаты регулируются и этой законодательной нормой.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. «О связи» установил правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определил полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Законом определяются основные положения о связи в Российской Федерации.

Отметим, что средства связи – это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи. Настоящий Федеральный закон (ст. 2) определяет основные термины, относящиеся к деятельности в области связи, такие как «электросвязь», «сеть связи», «средства связи», «пользователи услуг связи» и др.

Статья 12 указывает, что единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:

- сеть связи общего пользования;

- выделенные сети связи;

- технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

- сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Так, выделенными сетями связи являются (ст. 14) сети электросвязи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей. Выделенные сети связи могут взаимодействовать между собой. Они не имеют присоединения к сети связи общего пользования, а также к сетям связи общего пользования иностранных государств. Технологии и средства связи, применяемые для организации выделенных сетей связи, а также принципы их построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей.

Выделенная сеть связи может быть присоединена к сети связи общего пользования с переводом в категорию сети связи общего пользования, если выделенная сеть связи соответствует требованиям, установленным для сети связи общего пользования. При этом выделенный ресурс нумерации изымается и предоставляется ресурс нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования.

Статья 16 посвящена сетям связи специального назначения, которые предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Следует отметить, что на физических и юридических лиц налагается юридическая ответственность за незаконное использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

В соответствии с ч. 1 ст. 138 Уголовного кодекса РФ нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений наказывается штрафом в размере от 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года. При этом объективная сторона преступления выражается как в незаконном ознакомлении с содержанием телефонных переговоров и почтово-телеграфной корреспонденции, так и в придании огласке сообщенных гражданами друг другу сведений.

Часть 2 ст. 138 УК РФ предусматривает наказание за то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. При этом наказанием может быть штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, арестом на срок от двух до четырех месяцев.

В части 3 ст. 138 УК РФ предусматривается ответственность за незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Наказанием может быть штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кроме того, самовольное и несанкционированное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, может быть квалифицировано как превышение власти или служебных полномочий. При этом ответственность определена в ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб», а также в соответствии со ст. 286 «Превышение должностных полномочий».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 31 декабря 2001 г., с одной стороны, устанавливает административную ответственность (штраф в различных размерах минимальной оплаты труда) за неправомерные действия, связанные с проектированием, изготовлением, реализацией, установкой, эксплуатацией радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и иным оборудованием, функционирующим на основе законов электроники и радиотехники (ст. 13.3, 13.4, 13.8), а также оборотом и использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.23, 23.24). С другой стороны, Кодекс закрепляет возможность использования различных технических средств в административной деятельности, при производстве по делу об административном правонарушении (ст. 26.5, 27.7–27.10, 27.14) с отражением соответствующей информации в протоколе.

В производстве по делу об административном правонарушении возможно участие специалиста (ст. 25.8) и эксперта (ст. 25.9), обладающих необходимыми познаниями в технике и применении технических средств.

Доказательством по делу об административном правонарушении могут быть фактические данные, в том числе устанавливаемые показаниями специальных технических средств (ст. 26.2). К документам, признанным в качестве доказательств, могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (ст. 26.7). Показания специальных технических средств, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедших метрологическую проверку, отражаются в протоколе об административном правонарушении (ст. 26.8).

Законодательные нормы, определяющие общие основания применения специальной техники, являются исходными для подзаконных нормативных актов, непосредственно регламентирующих использование технических средств в обеспечении правопорядка.

В настоящее время Президентом Российской Федерации приняты и действуют указы, в той или иной мере регламентирующие правоотношения в области применения технических средств в правоохранительной деятельности. В частности, Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. № 21 перед органами Федеральной службы безопасности России поставлены следующие задачи:

- координация деятельности оперативных подразделений субъектов оперативно-розыскной деятельности с целью выявления нарушений правил разработки, производства и реализации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

- выявление и пресечение фактов неправомерного использования таких средств;

- лицензирование деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Нормативные акты Правительства Российской Федерации также входят в систему правового регулирования применения специальной техники. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770 в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» утвержден перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Следующую группу нормативно-правовых документов, регулирующих применение специальной техники в правоохранительной деятельности, составляют межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.

В отдельную группу таких документов входят ведомственные нормативные акты по вопросам технической политики различных правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, акты, утверждающие перечень новых образцов технических средств, принятых на их вооружение, а также нормативные документы, регламентирующие нормы табельной положенности подразделений правоохранительных органов техническими средствами, сроки их эксплуатации.

Из совокупности ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих применение специальной техники в правоохранительной деятельности, следует выделить те, которые регламентируют использование технических средств общего назначения и специальной техники оперативно-розыскного назначения.

Первые, как правило, являются ведомственными нормативно-правовыми актами открытого (несекретного) характера, вторые – закрытого (секретного, служебного) характера.

Так, в настоящее время в систему правового регулирования применения специальной техники общего назначения в уголовно-исполнительной системе (УИС) входят следующие ведомственные нормативно-правовые акты, принятые и утвержденные Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний, посвященные вопросам:

- оборудования инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы;

- технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора в учреждениях УИС;

- организации связи в уголовно-исполнительной системе.

Эти ведомственные акты непосредственным образом регламентируют аспекты, касающиеся организации применения и эксплуатации инженерно-технических средств охраны, надзора и связи в учреждениях, исполняющих наказания.

Кроме того, нормы, разрешающие использование технических средств, определяющие условия их применения в учреждениях УИС, можно встретить, например, в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях и других подобных нормативно-правовых актах.

Переходя к рассмотрению ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих применение технических средств в оперативно-розыскной деятельности, отметим следующее.

Во-первых, применение специальной техники оперативно-розыскного назначения неотделимо от оперативно-розыскной деятельности, в связи с чем нормы, ее регулирующие, должны соответствовать иным нормативным актам, действующим в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Во-вторых, законодательные нормы, определяющие общие основания (допустимость) применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности, являются исходными для подзаконных нормативных актов, непосредственно регламентирующих использование конкретных видов специальных технических средств.

В-третьих, ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие использование технических средств в оперативно-розыскной деятельности, а также организацию и тактику функционирования специализированных оперативно-технических подразделений, относятся к закрытым документам.

Среди ведомственной нормативно-правовой базы применения специальной техники можно выделить акты, содержащие наиболее общие положения по применению технических средств и соответствующих приемов действий с ними, а также нормы, относящиеся к конкретным видам технических средств.

2. Организационные основы применения специальной техники

Наличие лишь одних правовых оснований использования технических средств в правоохранительной деятельности без четкой организации процесса их применения не сможет обеспечить эффективность работы специальной техники.

Организация применения специальной техники в общем виде направлена на создание оптимальных условий для осуществления технического обеспечения тех или иных мероприятий по поддержанию правопорядка.

Организация как функция управления в сфере применения специальной техники – это вид управленческой деятельности, осуществляемой в правоохранительных органах, который представляет собой разработку и осуществление конкретных мер, связанных:

- с подбором исполнителей и доведением до них задач;

- выбором приоритета задач, способа и срока их решения;

- маневрированием имеющимися ресурсами;

- контролем;

- взаимодействием.

Эти меры направлены на оптимальную реализацию принятого решения по использованию технических и соответствующих тактико-технических приемов в обеспечении правопорядка.

Назначение организации применения специальной техники состоит в том, чтобы сформировать в правоохранительной системе такие организационные отношения, которые могли бы обеспечить правопорядок с минимальными затратами сил и средств.

В правоохранительных органах существуют определенные структуры, подразделения, в функции которых входят организация и качественное применение специальной техники. Так, в уголовно-исполнительной системе функционируют подразделения инженерно-технического и оперативно-технического обеспечения.

Такие организационно-функциональные структуры являются многоуровневыми. Например, в сфере организации использования специальной техники общего назначения можно выделить систему инженерно-технического обеспечения (ИТО) служебной деятельности учреждений УИС, в состав которой входят:

- на уровне ФСИН России – Управление ИТО и вооружения, отдел ИТО, отдел связи, Главный центр инженерно-технического обеспечения (ГЦИТО);

- на уровне территориального органа УИС (ГУФСИН, УФСИН) – управление, отдел (отделение) ИТО, связи и вооружения, ЦИТО;

- на уровне исправительного учреждения и следственного изолятора – группа инженерно-технического обеспечения и связи.

Рассматривая организационные вопросы в сфере специальной техники, необходимо разграничивать такие категории, как «субъект применения» и «субъект организации применения» технических средств и соответствующих тактико-технических приемов в обеспечении правопорядка.

Субъекты применения специальной техники – это в широком смысле отдельные структурные подразделения, а в узком – сотрудники правоохранительных органов и иные лица (например, гражданские лица, обладающие необходимыми познаниями), непосредственно применяющие технические средства при выполнении задач обеспечения правопорядка.

Среди субъектов применения различных видов технических средств следует различать:

- специалистов, для которых эксплуатация технических средств является непосредственным содержанием их функциональных обязанностей. Такими специалистами, например, являются сотрудники специализированных инженерно-технических и оперативно-технических подразделений, отдельные специалисты по применению технических средств, инженеры по специальной технике;

- неспециалистов – сотрудников правоохранительных органов, использующих специальную технику для повышения эффективности осуществления профессиональной деятельности.

К субъектам организации (организаторам) применения специальной техники в правоохранительных органах следует относить соответствующих руководителей, начальников структурных подразделений, в той или иной мере отвечающих за организацию использования технических средств в обеспечении правопорядка.

При выполнении своих функциональных обязанностей субъекты организации применения специальной техники в правоохранительных органах, в пределах своей компетенции, организуют:

- техническую эксплуатацию средств специальной техники;

- непосредственное применение специальной техники в обеспечении правопорядка;

- изучение и внедрение передового опыта применения специальной техники;

- техническую подготовку (обучение, переподготовку) подчиненных сотрудников.

Основные функциональные обязанности, накладываемые на сотрудников правоохранительных органов (не специалистов по применению технических средств) в плане применения специальной техники, заключаются в следующем:

- знание правовых основ применения специальной техники;

- знание наименований, основных технических характеристик используемых технических средств;

- бережное отношение к технике, использование технических средств по прямому назначению;

- знание основ эксплуатации используемых средств специальной техники, то есть данные сотрудники должны иметь навыки работы с приборами и устройствами, применяемыми в правоохранительной деятельности.

Кроме того, каждый, кто использует названные технические средства, обязан знать и соблюдать правила ведения переговоров, основы дисциплины связи.

Лекция 3. Средства системы защиты объектов

1. Структура комплексной защиты объектов.

2. Системы и средства охранно-пожарной сигнализации.

3. Системы и средства защиты объектов уголовно-исполнительной системы.

1. Структура комплексной защиты объектов

Система комплексной защиты объектов – это совокупность технических и инженерных средств, а также соответствующих тактических приемов и методов их применения, направленных на обеспечение установленного порядка на обслуживаемой территории. Эти системы можно условно разделить на две группы: 1) системы и средства контроля и управления доступом, 2) системы и средства противопожарной защиты объектов, к которым относятся:

- система управления и контроля доступа;

- система охранной сигнализации;

- система пожарной сигнализации;

- система видеонаблюдения;

- система защиты информации;

- система жизнеобеспечения;

- персонал службы безопасности;

- спецсредства досмотра, отражения и ликвидации угроз;

- процедурные средства;

- система оперативной и громкоговорящей связи;

- элементы строительных конструкций;

- инженерные средства защиты.

Система управления и контроля доступа (СКУД) на объекте предназначена для исключения несанкционированного доступа персонала и посетителей на территорию, локальные охраняемые участки, в его режимные категорированные помещения, а также для предупреждения злоумышленных нарушений персоналом установленного порядка работы в особо важных зонах и предотвращения хищений товарно-материальных ценностей посетителями в рабочее время.

В центральном управляющем компьютере (сервере) системы архивируется вся информация не только о перемещениях персонала через границы охраняемых зон, но и о состоянии других систем защиты объекта, что позволяет дежурному оператору сервера оценивать оперативную обстановку, выявлять угрозы и управлять системой комплексной защиты объекта.

Система охранной сигнализации предназначена для обнаружения в период охраны попыток проникновения или совершения краж материальных ценностей, сбора, обработки, передачи и представления информации с системы управления и контроля доступа. В состав системы входят охранные извещатели, которые размещаются вдоль периметра участков местности, зданий и сооружений, в категорированных помещениях. При обнаружении нарушителя система формирует сигнал тревоги, фиксирующий место и время нарушения. Вся информация о сигналах тревоги и состоянии элементов системы архивируется на сервере системы контроля и управления доступа и может быть использована для анализа и прогнозирования складывающейся ситуации.

Система пожарной сигнализации предназначена для обнаружения возгорания, сопровождающегося повышенной температурой или выделением дыма, сбора, обработки, передачи и представления информации в систему управления и контроля доступа. В состав системы входят пожарные извещатели, которые размещаются в помещениях и функционируют круглосуточно.

Система видеонаблюдения предназначена для ведения дистанционного визуального контроля за ситуацией на участках охраняемой территории или в его режимных помещениях и для архивации видеоинформации в конкретные промежутки времени.

Система защиты информации представляет собой комплекс специальных средств и правил, обеспечивающих противодействие несанкционированному получению, искажению или уничтожению злоумышленниками конфиденциальной информации, хранимой на бумажных, магнитных носителях и в ПК, а также информации с закрытых совещаний и информации, передаваемой по различным каналам связи.

Система жизнеобеспечения объекта предназначена для контроля и поддержания нормального режима снабжения объекта электроэнергией, освещением, чистым воздухом, а также контроля теплоснабжения, водоснабжения, радиационной обстановки и т. д. В помещениях объекта в необходимых случаях устанавливаются датчики ядовитых газов, температуры и уровня воды, дозиметры и терморегуляторы.

Персонал службы безопасности (руководитель службы, дежурный администратор базы данных, оператор сервера системы управления и контроля доступа, дежурные охранники, тревожная группа) защищает объект от внешних и внутренних злоумышленников, анализирует складывающуюся ситуацию, разрабатывает и реализует меры по снижению вероятности совершения злоумышленниками действий, ведущих к аварийным и чрезвычайным ситуациям или к значительному материальному ущербу.

Спецсредства досмотра, отражения и ликвидации угроз включают в себя: средства индивидуальной защиты персонала (бронежилеты, каски) и активной обороны (дубинки, газовое и огнестрельное оружие и т. д.), средства досмотра посетителей и транспорта, химические ловушки, автотранспорт и средства пожаротушения.

Процедурные средства представляют собой комплект организационно-распорядительной документации, который регламентирует деятельность персонала службы безопасности в процессе несения службы, при организации противодействия внешним и внутренним нарушителям, проведении аналитической работы по выявлению и предотвращению угроз объекту, взаимодействии с внешними организациями и службами. Этот комплект документов включает в себя: требования к персоналу, методику его тестирования и тренировки, тактические планы, оперативные процедуры, инструкции по управлению в кризисных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при нарушениях общественного порядка. Эффективность деятельности персонала зависит от качества системы связи и используемых специальных и технических средств.

Система оперативной и громкоговорящей связи предоставляет возможности для централизованного управления сотрудниками, находящимися на различных участках объекта, обеспечивая службе безопасности необходимые мобильность и маневренность, а также служит для оповещения на объекте об аварийных и чрезвычайных ситуациях и управления действиями персонала в этих условиях.

Элементы строительных конструкций включают в себя: основное, вспомогательное и дополнительное ограждения, ворота и калитки периметра объекта, стены и перекрытия зданий.

Инженерные средства защиты объекта содержат: решетки оконных проемов, водозаборных и вентиляционных сооружений, подземных и наземных коммуникаций; металлические двери, ставни, замки и сейфы в помещениях; контрольно-пропускные пункты для прохода людей, автомобильного и железнодорожного транспорта.

В связи с широким использованием современных электронных компонентов и цифровых методов обработки информации в настоящее время происходит существенная «интеллектуализация» системы защиты объектов. Техническая система защиты объекта в общем случае состоит из следующих компонентов:

- сеть информационных датчиков-извещателей для получения полной информации о состоянии оперативной обстановки на объекте;

- исполнительные устройства, которые включаются автоматически или по команде оператора;

- пункты контроля и управления системой отображения информации, поступающей от сети датчиков, которые позволяют операторам управлять исполнительными устройствами и персоналом службы безопасности;

- центральный процессор (сервер) для накопления информации по всем вопросам безопасности и обеспечения заданных режимов работы элементов всей системы;

- коммуникации, обеспечивающие обмен информацией между всеми элементами системы и должностными лицами, участвующими в защите объекта.

2. Системы и средства охранно-пожарной сигнализации

В основе системы охраны объектов лежит принцип создания последовательных рубежей защиты, в которых угрозы должны быть своевременно обнаружены, а их распространению будут препятствовать надежные преграды. Такие рубежи защиты (зоны безопасности) должны располагаться последовательно – сначала основное ограждение территории объекта, затем территория объекта, отдельные здания объекта, коридоры и смежные помещения внутри зданий и, наконец, главное, особо важное помещение – хранилище материальных ценностей и информации.

Чем сложнее и надежнее защита каждой зоны безопасности, тем больше времени требуется на ее преодоление и тем вероятнее, что расположенные в зонах средства обнаружения угроз подадут сигнал тревоги, следовательно, у сотрудников охраны останется больше времени для определения причин тревоги и организации эффективного отражения и ликвидации угрозы.

Для обеспечения требуемой надежности обнаружения проникновения нарушителя на объект при разработке схемы охраны объекта используется концепция многорубежной сигнализации. Использование принципа многорубежной охраны позволяет практически исключить возможность обхода нарушителем одновременно всех рубежей сигнализации.

Важной составляющей частью системы охраны объекта являются технические средства охраны, которые образуют систему охранной сигнализации.

Охранная сигнализация – совокупность совместно действующих технических средств для обнаружения проникновения или попытки проникновения на охраняемые объекты и (или) пожара на них; для сбора, обработки, передачи и представления в заданном виде потребителям информации о проникновении, неисправности или другой служебной информации.

В состав системы входят комплекс охранной сигнализации, устанавливаемый на охраняемом объекте, и система передачи извещений, приемная часть которой размещается в пункте охраны.

По принципу построения и виду охраняемого объекта охранная система может быть автономной или централизованного наблюдения. При использовании автономной сигнализации извещения с выхода одного объектового комплекса выдаются охранной системой на этом же охраняемом объекте в виде звуковых или световых сигналов тревоги. Субъектом автономной охраны является объектовое подразделение охраны (сторож, пост милиции, частная охранная фирма, пожарное подразделение предприятия) или дежурная часть, например, органа внутренних дел, куда передается тревожное извещение.

Охранная система централизованного наблюдения применяется для контроля большого количества объектов, расположенных на расстоянии нескольких километров в пределах одного населенного пункта. Субъектом такой охранной системы являются подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Технические средства и системы контроля и управления доступом предназначены для контроля и санкционирования доступа людей, транспорта и других объектов в (из) помещения, здания, на территории. Такие современные системы с компьютерным управлением в соответствии с ГОСТом Р должны обеспечивать следующие функции:

- регистрацию и протоколирование тревожных и текущих сообщений;

- приоритетное отображение тревожных событий;

- управление работой преграждающих устройств в точках доступа по командам оператора;

- возможность задания временных режимов идентификаторов пользователей в точках доступа и уровней доступа;

- защиту от несанкционированного доступа к элементам управления, установки режимов и к информации;

- автоматический контроль исправности средств, входящих в систему, и линий передачи информации;

- возможность автономной работы контроллеров системы с сохранением ими основных функций при отказе связи с пунктом централизованного управления;

- установку с пункта управления режима свободного доступа при аварийных ситуациях и чрезвычайных происшествиях (пожар, землетрясение, взрыв и т. д.);

- осуществление в случае нападения блокировки прохода по команде с пункта управления;

- возможность подключения дополнительных средств специального контроля и досмотра.

Средства охранно-пожарной сигнализации классифицируются по двум признакам: области применения и функциональному назначению.

По области применения технические средства охранно-пожарной сигнализации делятся на три группы: 1) охранные; 2) охранно-пожарные; 3) пожарные.

По функциональному назначению они также подразделяются на три группы, включающие в себя средства:

1) обнаружения (извещатели), предназначенные для получения информации о состоянии контролируемых параметров (световой луч, СВЧ-поле, инфракрасное излучение и т. д.);

2) оповещения (приемно-контрольные приборы, оповещатели), предназначенные для приема и преобразования служебной и тревожной информации и выдачи оповещения;

3) передачи информации (системы передачи извещений в составе – оконечные устройства, ретрансляторы и пульты централизованного наблюдения), предназначенной для передачи по каналам связи, обработки и хранения информации (извещений о проникновении, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также для передачи и приема команд телеуправления).

Извещатели охранные различают по виду контролируемой зоны (точечные, линейные, поверхностные и объемные) и принципу действия (магнитно-контактные, ударно-контактные, электроконтактные, звуковые, вибрационные, ультразвуковые, радиоволновые, комбинированные и т. д.).

В соответствии с нормативными требованиями, а также сложившейся практикой автоматические пожарные извещатели классифицируются по следующим основным признакам: вид контролируемого признака пожара, способ питания, принцип действия, вид зоны обнаружения.

Срабатывание автоматических извещателей происходит при достижении контролируемого параметра окружающей среды установленного порогового значения. В качестве контролируемых признаков пожара могут выступать: повышенная температура воздуха, выделение продуктов горения, турбулентные потоки горячих газов, электромагнитное излучение и др.

Основными характеристиками датчиков охранно-пожарной сигнализации (извещателей) являются чувствительность, инерционность, форма и размеры зоны обслуживания, помехозащищенность. Кроме того, немаловажны такие характеристики, как надежность, конструктивное исполнение для работы в установленных условиях окружающей среды, параметры электропитания, массогабаритные показатели и др.

3. Системы и средства защиты объектов уголовно-исполнительной системы

Основываясь на Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, Наставлении по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы и Руководстве по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы, инженерно-технические средства охраны и надзора (ИТСОН) должны обеспечивать:

- необходимые условия для выполнения задач охраны минимальной численностью караулов в любое время суток и года;

- повышение эффективности работы персонала по поддержанию установленного порядка отбывания наказания;

- управление составом караула, дежурной смены при несении ими службы и действиях при чрезвычайных обстоятельствах;

- обнаружение осужденного (нарушителя) при различных способах преодоления им линии охраны или при его несанкционированном выходе (входе) из специальных зданий, таких как КПП, ПКТ и ШИЗО, административных зданий и помещений хранения товарно-материальных ценностей, транспортных средств;

- оповещение караула, дежурной смены, администрации объекта о нарушении линии охраны, несанкционированном выходе (входе) из специальных зданий и транспортных средств или об угрожающих действиях осужденных по отношению к лицам, находящимся на объекте;

- задержание осужденного в пределах запретной зоны объекта на время, необходимое для действий караула, дежурной смены и администрации объекта по предотвращению или пресечению побега;

- регистрацию (документирование) сигналов, распоряжений, команд и переговоров должностных лиц;

- установленный режим пропуска людей, условий для досмотра транспорта на КПП, обнаружение запрещенных предметов при попытке их проноса (передачи) через пункты контроля и утаивания, воспрепятствование перебросу через запретную зону;

- дистанционное наблюдение за территорией объекта охраны и поведением осужденных;

- условия для применения служебных собак на объекте охраны;

- изоляцию друг от друга групп осужденных в соответствии с установленным режимом их содержания;

- маскировку объекта и предупреждение осужденных и посторонних лиц о границах запретной зоны;

- управление лицами суточного наряда;

- подачу команд и распоряжений осужденным.

Учитывая эти требования, рассматриваемые средства можно условно разделить на инженерно-технические средства охраны и надзора и специальные технические средства охраны и обеспечения установленного режима.

Инженерно-технические средства охраны и надзора, в свою очередь, подразделяются на инженерные и технические средства.

Инженерно-техническими средствами оборудуются:

- объекты учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственные изоляторы;

- транспорт для перевозки осужденных;

- специальные (военные) склады и базы.

Комплексное использование ИТСОН позволяет создать непреодолимый барьер для нарушителей. При этом технические средства гарантируют обнаружение нарушителя, а инженерные – максимально замедляют скорость его передвижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: