Рождение живописи. Главный объект изображения – животные (быки, лошади). Люди встречаются редко. Используется резьба по камню, краска из минералов. Живописные изображения зачастую представляют собой беспорядочное нагромождение рисунков один на другой, лишь некоторые имеют композицию, где объединены 2 или 3 фигуры. Появляется стилистика. Особенности изображений – объем относительный, колористика ограничена, присутствие элементов размывки.
Наиболее известны – лошадь пещеры Ласко, раненный бизон из Альтамиры. Изображения людей встречаются крайне редко. Они условные. Человек-олень (жрец). Есть изображение чертенят. Серия красных фресок несет в себе проблему передачи движения, но пропадает страх изображения человека. 3хмерности пока нет.
Мадлен (15 000 — 10 000 лет до н.э.) — последний этап развития палеолитического искусства и его кульминационная фаза. В этот период создаются изображения, отличающиеся наивысшим реализмом. Кроме того, увеличивается количество произведений из кости и бивня, которые украшаются гравировками, чрезвычайно разнообразными по тематике.
|
|
Ранний мадлен
Первый этап мадленской эпохи считается периодом становления, характеризуемого точностью в передаче движения и замкнутым контуром.
В Пеш-Мерль нарисованный, с элементами рельефа, бизон представлен в позиции атаки. У точной по силуэту фигуры акцентирована горбатая холка в сопоставлении с головой, чтобы усилить впечатление движения.
Сохранилось множество черных линейных рисунков и в других пещерах, например, в Альтамире (Кантабрия, Испания), Эль Кастильо (Кантабрия, Испания), Ле Портель (Арьеж, Франция), Ньё (Французские Пиренеи), и Фон-де-Гом.
Средний мадлен
Средний мадлен соответствует фазе, которая считается рубежом, отмечающим начало эпохи расцвета. Достигает высочайшего уровня техника моделировки контура и оттеночно-цветовой нюансировки окрашенной поверхности. Достигается высший натурализм искусства.
Фигуры в Черном Салоне пещеры Ньё (Арьеж, Франция) выполненны уверенными штрихами черного цвета и с явным намерением реалистически изобразить объем и особенности внешнего вида каждого из животных. Однородность манеры, в которой изображены животные, дает основание предположить, что этот настенный ансамбль был создан в течение одного этапа развития живописи.
Линия силуэта становится толще. При ведущей роли контурного рисунка здесь присутствуют и детали, усиливающие выразительность.
Цвет, который прежде, в период ориньяк-перигор, лишь заполнял силуэт, ограниченный контуром, теперь служит для внутренней моделировки, причем используется многообразие тонов. Постепенно исчезает искаженная перспектива, уступая место более натуралистическому изображению.
|
|
Пещера Альтамира, или вершина мадленского искусства
На глинистой поверхности потолка большого зала выделяются полихромные изображения бизонов в сочетании с пятнами локального красного цвета и неправильной формы. Цветовая гамма обогащена охристыми, красными, бурыми, желтыми и черными тонами, придающими объем фигурам, обведенным черным контуром. Позы животных разнообразны. Умелое использование природных неровностей скалистой стены делает возможной передачу объема.
В одном из изображений самки оленя поражают тщательно проработанная фактура и внимание к деталям.
Без сомнения, еще одно важное достижение этого периода — точность изображений.
Поздний мадлен
На завершающем этапе мадлена, или в его поздний период, к контурам добавляются орнаментальные формы. В пещере Ла Пальега (Кантабрия, Испания) силуэт бизона очерчен гибкой и изящной закругленной линией. Контур в данном случае разорван в некоторых местах, что отличает его от силуэтов, типичных для предыдущего этапа. Один из завитков, образующих бороду, переходит в линию передней ноги. Наибольшей стилизации подверглась задняя часть тела животного.
На финальном этапе эпохи мадлен нарастающее упрощение форм приводит к символическим изображениям, для которых характерна абсолютная абстрактность.
Растет количество произведений мобильного искусства — предметов из гравированной кости и резного камня.