Искусство мадлена. Живопись (поздний палеолит, 15-8 в. до н.э.)

Рождение живописи. Главный объект изображения – животные (быки, лошади). Люди встречаются редко. Используется резьба по камню, краска из минералов. Живописные изображения зачастую представляют собой беспорядочное нагромождение рисунков один на другой, лишь некоторые имеют композицию, где объединены 2 или 3 фигуры. Появляется стилистика. Особенности изображений – объем относительный, колористика ограничена, присутствие элементов размывки.

Наиболее известны – лошадь пещеры Ласко, раненный бизон из Альтамиры. Изображения людей встречаются крайне редко. Они условные. Человек-олень (жрец). Есть изображение чертенят. Серия красных фресок несет в себе проблему передачи движения, но пропадает страх изображения человека. 3хмерности пока нет.

Мадлен (15 000 — 10 000 лет до н.э.) — последний этап развития палеолитического искусства и его кульминационная фаза. В этот период создаются изображения, отличающиеся наивысшим реализмом. Кроме того, увеличивается количество произведений из кости и бивня, которые украшаются гравировками, чрезвычайно разнообразными по тематике.

Ранний мадлен

Первый этап мадленской эпохи считается периодом становления, характеризуемого точностью в передаче движения и замкнутым контуром.

В Пеш-Мерль нарисованный, с элементами рельефа, бизон представлен в позиции атаки. У точной по силуэту фигуры акцентирована горбатая холка в сопоставлении с головой, чтобы усилить впечатление движения.

Сохранилось множество черных линейных рисунков и в других пещерах, например, в Альтамире (Кантабрия, Испания), Эль Кастильо (Кантабрия, Испания), Ле Портель (Арьеж, Франция), Ньё (Французские Пиренеи), и Фон-де-Гом.

Средний мадлен

Средний мадлен соответствует фазе, которая считается рубежом, отмечающим начало эпохи расцвета. Достигает высочайшего уровня техника моделировки контура и оттеночно-цветовой нюансировки окрашенной поверхности. Достигается высший натурализм искусства.

Фигуры в Черном Салоне пещеры Ньё (Арьеж, Франция) выполненны уверенными штрихами черного цвета и с явным намерением реалистически изобразить объем и особенности внешнего вида каждого из животных. Однородность манеры, в которой изображены животные, дает основание предположить, что этот настенный ансамбль был создан в течение одного этапа развития живописи.

Линия силуэта становится толще. При ведущей роли контурного рисунка здесь присутствуют и детали, усиливающие выразительность.

Цвет, который прежде, в период ориньяк-перигор, лишь заполнял силуэт, ограниченный контуром, теперь служит для внутренней моделировки, причем используется многообразие тонов. Постепенно исчезает искаженная перспектива, уступая место более натуралистическому изображению.

Пещера Альтамира, или вершина мадленского искусства

На глинистой поверхности потолка большого зала выделяются полихромные изображения бизонов в сочетании с пятнами локального красного цвета и неправильной формы. Цветовая гамма обогащена охристыми, красными, бурыми, желтыми и черными тонами, придающими объем фигурам, обведенным черным контуром. Позы животных разнообразны. Умелое использование природных неровностей скалистой стены делает возможной передачу объема.

В одном из изображений самки оленя поражают тщательно проработанная фактура и внимание к деталям.

Без сомнения, еще одно важное достижение этого периода — точность изображений.

Поздний мадлен

На завершающем этапе мадлена, или в его поздний период, к контурам добавляются орнаментальные формы. В пещере Ла Пальега (Кантабрия, Испания) силуэт бизона очерчен гибкой и изящной закругленной линией. Контур в данном случае разорван в некоторых местах, что отличает его от силуэтов, типичных для предыдущего этапа. Один из завитков, образующих бороду, переходит в линию передней ноги. Наибольшей стилизации подверглась задняя часть тела животного.

На финальном этапе эпохи мадлен нарастающее упрощение форм приводит к символическим изображениям, для которых характерна абсолютная абстрактность.

Растет количество произведений мобильного искусства — предметов из гравированной кости и резного камня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: