Нартекс на условной схеме западноевропейского храма
Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков,[1] передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.
Происхождение термина обычно выводится из прето́рия (лат. praetorium) — в Древнем Риме площадка для претора, место для палатки полководца, позже — центральная площадь города, резиденция, загородный дом. Отсюда и произошло древнерусское слово притория, а затем и притвор.
Притвор обычно отличают от на́ртекса (от греч. νάρθηξ — ларчик, шкатулка), последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объем храма.
Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с 4 в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения.
|
|
Оглаше́нные (написание «оглашённые» здесь является неправильным[1]), катехуме́ны (греч. κατηχουμενος) в христианстве — люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»).
Понятие оглашенных возникло в древней церкви в связи с тем, что крещению предшествовал обязательный период катехизации.