Судебный очерк

Судебный очерк обычно включает в себя образ героя (лучше сказать: антигероя), событие (картину преступного деяния), в ряде случаев ход дела в суде и авторскую характеристику всего этого – изложение причин и социальной значимости случившегося.

В судебном очерке повествователь ведет свое «следствие» – он ищет социальные корни зла, говорит о нравственных уроках того, что произошло. Структуру такого «следствия» мы видели на примере очерка И.Руденко «Мишень», хотя там нет «судебного» компонента (за убийство собаки учителя и ребят к суду не привлекли). Мы рассмотрим судебный очерк В.Ковалевского «Пляжные мальчики» (Всего одна жизнь. М., 1984. С. 320-327).

Композиция его такова: событие 1 – четверо студентов, хорошо поработав в стройотряде, приезжают в Судак, на море, проводят здесь некоторое время, собираются уезжать и накануне отъезда отправляются в бар; событие 2 – трое местных парней подпаивают одного из студентов, выводят на улицу, зверски избивают и забирают одежду и деньги; событие 3 – суд, один из нападавших осужден, двое других даже не привлечены к ответственности; событие 4 – метасобытие, журналистское расследование: встречи с подсудимыми, с судьей, адвокатом, анализ документов, выводы. Покажем только метасобытие, поскольку именно здесь сосредоточены концептуальные элементы текста:

Воротилов и Дудников сидят передо мной. Збрицкого нет рядом с ними – он осужден на шесть лет. <…>

- Я не бил, - говорит Воротилов, пряча глаза. – Я только толкнул его…

- А я вообще стоял в стороне, - добавляет Дудников. - И ничего не видел, потому что было темно…

Показания, которые они дали сразу после ареста (милиция разбудила их уже на рассвете), были совсем иными. Но потом показания запрыгали, затанцевали, и к концу следствия родилась единая версия: бил только Збрицкий!

Делается вывод о «пляжных мальчиках», которые каждый год видят сплошной праздничный фейерверк, устраиваемый беззаботными отдыхающими, но которые забывают, что отпускник так весел, щедр и празден только раз в году, что иные отдыхающие по нескольку лет собирали «сумму для моря», и для них это вовсе не такие уж легкие деньги, как кажется со стороны.

Беседует автор и со служителями Фемиды, школьными учителями, со всеми теми, кто организовал вокруг сорвавшихся глухую защиту.

Общий вывод: Речь идет о мере ответственности должностных лиц за доверенное им столь важное и тонкое дело.

Таким образом, и судебные очерки тоже не сводятся к изложению конкретных криминальных историй. Авторы таких текстов также выводят адресата на анализ важных общественных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: