Механизмы воображения

Механизмы и функции воображения

 
 

Рис. 3. Рисунок Нади Рушевой

Создание или рекомбинация новых образов предполагает наличие психических механизмов, которые могут быть реализованы в конкретных способах или даже техниках. Они основаны на способности подмечать, выделять в предметах и явлениях их специфические или неявные признаки и свойства и переносить их на другие предметы. К таким механизмам воображения относят агглютинацию, акцентирование, гиперболизацию, типизацию и метод сдвига.

 
 

Рис. 4. Русалочка

(по сказке Г.Х. Андерсена)

Агглютинация («склейка») – частный случай комбинирования, творческий синтез, соединение несоединимых в реальности объектов или их свойств в одном образе. Например, в образе кентавра до изобретения генной инженерии соединены в одно образ человека и лошади (Рис. 3), в русалке – женщины и рыбы (Рис. 4). В ковре-самолете способность птицы летать «перешла» к ковру, в результате чего возникло новое сказочное средство передвижения. Я.Л. Коломинский приводит совет художника Леонардо да Винчи собрату по профессии: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, – пусть это будет, скажем змея, – то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи» (Коломинский, 1998). В основе совета лежит механизм агглютинации, как и при маркировке зебры штрихкодом (Рис. 5).

Акцентирование – заострение, подчеркивание каких-либо признаков и создание на этой основе нового образа. Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей. Например, высокий лоб выдает умного человека, большой живот – большого любителя поесть.

Акцентирование проявляется через отдельные специфические действия:

· Гиперболизацию – преувеличение или преуменьшение предметов, соотношения их качеств и элементов и создание на этой основе образа воображения. Акцентирование в сторону усиления какого-либо признака (преувеличение) называется гиперболой; напротив, в сторону уменьшения значения (преуменьшения) – литотой. Так возникли сказочные образы: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Змей-Горыныч и Богатырь.

· Утрирование – намеренное подчеркивание, преувеличение особенностей каких-либо отдельных сторон или черт в воображаемом образе.

· Типизацию – выделение существенного, повторяющегося в однородных предметах и явлениях и воплощение его в конкретном образе. Типизация одновременно предполагает и обобщение, и эмоциональную насыщенность. Это способ создания образов многих литературных персонажей (собирательных образов), обобщенных представлений о типичных представителях той или иной нации: пунктуальный и педантичный немец, аристократичный сноб-англичанин.

Рис. 5. Зебра со штрихкодом

При акцентировании «некое свойство имеющегося образа отрывается от других его свойств и, обретая известную самостоятельность и целостность, как бы бесконтекстность, переноситься на иной образ, переструктурируя его, меняя его содержание» (Сапогова, 1993).

Метод сдвига – комбинированный способ творческого синтеза, необычное перемещение в пространстве и во времени предметов и явлений относительно друг друга и создание нереальных ситуаций и образов. Например, динозавры в нашем времени в «Парке юрского периода» или ускоренный физический рост героев с сохранением умственного развития на прежнем детском уровне, или известная загадка Сфинкса, в которой человек проживает жизнь за один день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: