Транспортная логистика
Сегодня уже нельзя ограничиваться только восстановлением нарушенного массива, плодородия земель, созданием растительного покрова, а важно восстанавливать и все другие компоненты природной среды. Необходима комплексная рекультивация, а точнее, рекультивация природной среды.
Воронеж 2010
Содержание
Транспортная логистика.................................................................................................................................................................... 2
Задачи транспортной логистики........................................................................................................................................................... 2
Организация внутренних перевозок..................................................................................................................................................... 3
Методы решения транспортных задач............................................................................................................................................... 4
Метод северо-западного угла.................................................................................................................................................................. 4
Метод минимальных элементов.............................................................................................................................................................. 5
Метод Фогеля............................................................................................................................................................................................... 5
Метод Свира или метод воображаемого луча.................................................................................................................................. 6
Элементы транспортной системы внутрипроизводственной транспортировки............................................................ 7
Определение количества транспортных средств........................................................................................................................... 7
Организация и планирование перевозок............................................................................................................................................ 8
Терминальные перевозки........................................................................................................................................................................... 8
Транспортные тарифы................................................................................................................................................................................. 9
Транспортная логистика – является частью общей логистической системы и представляется собой отдельную категорию. Она сопровождает все виды логистики. Различают внешнюю и внутреннюю транспортную логистику. Внешняя присутствует в логистике закупок и распределения. Внутренняя характерна для внутрипроизводственной и складской логистики. Транспортная логистика в среднем может составлять до 50% общелогистических затрат.
Задачи транспортной логистики
1. Создание транспортных схем.
2. Планирование транспортных процессов, в том числе использование различных видов транспорта при смешанных транспортных схемах.
3. Соблюдение технологического единства транспортно-складской системы (связь с технологической спецификой производства).
4. Выбор способа транспортировки и транспортного средства.
5. Определение оптимального маршрута доставки.
Виды транспорта:
1. Автомобильный.
2. Железнодорожный.
3. Морской.
4. Речной.
5. Воздушный.
6. Трубопроводный.
Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор транспорта:
1. Время доставки.
2. Стоимость доставки.
3. Надежность доставки.
4. Частота отправления груза.
5. Способность провозить различные виды грузов.
6. Возможность доставки грузов в любую точку.
Сравнительная характеристика транспортных средств
Характер транспортных средств | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный транспорт | - высокая провозная и пропускная способность; - высокая регулярность перевозок; - относительно низкие тарифы; - высокая скорость доставки грузов на большие расстояния; - высокая надежность. | - ограниченное число перевозчиков; - большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; - низкая доступность к конченым точкам - недостаточно высокая сохранность грузов |
Автомобильный транспорт | - высокая доступность; - возможность доставки от склада отправителя до склада потребителя; - высокая маневренность и возможность использования различных маршрутов и схем; - высокая скорость доставки; - возможность отправки грузов небольшими партиями. | - низкая производительность; - зависимость от природных (дорожных) условий; - относительно высокая себестоимость перевозки (особенно на большие расстояния); - недостаточная экологическая чистота. |
Воздушный транспорт | - высокая скорость доставки; - возможность доставки в труднодоступное место; - высокая сохранность грузов. | - высокая стоимость перевозок; - зависимость от погодных условий. |
Организация внутренних перевозок
Грузооборот – это основной экономический показатель, характеризующий суммарный вес грузов перевозимых на предприятие за расчетный период. Обычно рассчитывается суточный грузооборот.
;
N - к-во рабочих дней в году, - коэффициент неравномерности (1,1-1,3).
Грузооборот оформляется в виде шахматной ведомости.
Пункты отправления | Пункты назначения | Всего отправлено грузов, т | ||||
А | Б | В | Г | |||
А | ||||||
Б | ||||||
В | ||||||
Г | ||||||
Всего прибыло грузов, т |
Грузопоток – это количество грузов в определенном направлении провозимые через данный пункт за определенный период времени. Грузопотоки различают на внешние и внутренние. Внешние характеризуют объем прибывших грузов и отправленных. Внутренние – внутри предприятия.
Грузопотоки оформляются в виде эпюр или схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов, напряженность грузопотоков и их направление. Построение эпюры начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт.
Методы решения транспортных задач
Метод северо-западного угла
Пункты назначения | Итого | ||||
Склады | |||||
120 7 | 40 8 | - 1 | - 2 | ||
- 4 | 10 5 | 130 9 | - 8 | ||
- 9 | - 2 | 60 3 | 110 6 | ||
Итого |
Объем предложения = Объем спроса
С1=120*7+40*8+10*5+…= 3220
Метод минимальных элементов
Пункты назначения | Итого | ||||
Склады | |||||
- 7 | - 8 | 160 1 | - 2 | ||
120 4 | - 5 | - 9 | 20 8 | ||
- 9 | 50 2 | 30 3 | 90 6 | ||
Итого |
С2=160*1+120*4+20*8+…= 1530
Метод Фогеля
Пункты назначения | Итого | ||||
Склады | |||||
- 7 | - 8 | 50 1 | 110 2 | ||
120 4 | 20 5 | - 9 | - 8 | ||
- 9 | 30 2 | 140 3 | - 6 | ||
Итого |
Разность
1 6
1 1,1,1
1 3,1,7
Разность 3 3, 5,5 3 3, 3,3 2 7, 6 4..
Алгоритм.
1. Составляется транспортная таблица.
2. Для каждой строки и каждого столбца определяется разность между минимальным тарифом и ближайшем к нему значением другого тарифа (мо модулю). Например, строка 1 – минимальный тариф – 1, ближайшее к нему значение 2 (не зависит от расположении ячеек). Разность равна единице. Строка 2 – тариф 4 и 5 – разность 1. Определяется разность по столбцам. В случае одинаковых тарифов разность равна нулю.
3. Определяем строку или столбец с максимальной разностью. Столбец 4 максимальная разность 4. В этом столбце находят элемент с минимальным тарифом и помещают в ячейку максимальное количество груза, ограниченное спросом или предложением.
4. Определяется разность тарифов среди оставшихся строк и столбцов.
С3 = 1*50+2*110+… = 1330
В методе Фогеля используются штрафы за неверно выбранный маршрут, рассчитанные разности тарифов и являются этими штрафами.
Метод Свира или метод воображаемого луча
Решение задачи поставки материалов из n пунктов в m.
Грузоподъемность транспортного средства 2,2 тонны. Потребности пункта bi указаны в скобках. Из пункта a1 отправляется 2,05 тонны, а из пункта a2 отправляется 2,65 тонны. Согласно методу Свирра воображаемый луч выходящий из пункта a1 и двигающийся по часовой стрелке (или против) определяет пункты назначения bi входящие в маршрут.
При этом ограничением служат грузоподъемность транспортного средства. В данном случае выдерживается условие грузоподъемности для пути а1. Предполагаемый маршрут a1 → b1 → b4 → b2 → a1. Далее задача решается методом ветвей и границ (или как задача коммивояжера). Запишем матрицу расстояний:
a1 | b1 | b4 | b2 | |
a1 | - | |||
b1 | - | |||
b4 | - | |||
b2 | - |
Матрица симметрична. l=45.
Определяется константа приведения по строкам и столбцам. Для нулевых элементов определяются штрафы по неиспользованию.
Рассмотрим пункт a2.
Первый маршрут включает только b3 b5 b8, так как их сумма включая следующий пункт b7 превышает грузоподъемность 3,05 > 2,65. Составляется матрица расстояний для пунктов a2 → b3 → b5 → b8 → a2. И задача также решается с помощью метода ветвей и границ.
Для следующего маршрута задача решается аналогично и следующий маршрут будет a2 → b7 → b6 → a2.
Элементы транспортной системы внутрипроизводственной транспортировки
К внутрипроизводственным транспортным средствам относятся механизмы, оборудование, приспособления, которые служат для перемещения материалов внутри производства. Различают стационарные и нестационарные транспортные системы. Стационарные системы являются неподвижными, т.е. жестко связанными с опорой. К ним относятся лифты, подъемники, транспортеры и т.д. К нестационарным относятся средства не связанные с опорой. К ним относятся краны, транспортеры. Существуют также системы с дистанционным управлением, или так называемые безлюдные транспортные средства. В отличие от передвижных и стационарных безлюдные транспортные средства более дорогостоящи. К недостаткам относятся: низкая маневренность, как правило перемещение в двух направлениях, высокая стоимость, проблемы с разгрузкой и выгрузкой.
Определение количества транспортных средств
Определяется исходя из объемов перевозок, часовой производительности транспортных средств по формуле:
;
- коэффициент неравномерности (1,1-1,3);
- грузооборот за расчетный период;
- часовая производительность транспортного средства в течении всего расчетного периода;
- время работы.
Часовая производительность определяется:
- номинальная грузоподъемность транспортного средства;
- коэффициент использования грузоподъемности средства;
- транспортный цикл, характеризующий время на перевозку, погрузку и разгрузку.
Организация и планирование перевозок
В зависимости от условий работы предприятия со своими контрагентами различают планы перевозок:
1. по стандартным расписаниям;
2. по заявкам.
Первый вид применяется при мощных и стабильных грузопотоках. Второй при разовых или эпизодических закупках. Используются различные виды маршрутов:
- веерные, т.е. из одного пункта в несколько;
- маятниковые, т.е. из одного в один;
- кольцевые, т.е. из одного в остальные последовательно возвращаясь в исходный.
При разработке графиков работ транспортного средства необходимы следующие виды подготовительных работ:
- определение тары и обеспечение ею;
- оснащение пунктов приема грузов грузоподъемными средствами и механизмами;
- документальное оформление маршрутов движения транспортных средств.
Планирование перевозок состоит из трех этапов:
1. Технико - экономическое планирование. Оно состоит из составления заявок, составление календарных годовых и квартальных планов перевозок, определение общего объема погрузочно-разгрузочных работ, обеспечение транспортными средствами и расчет их количества, в том числе машин и механизмов.
2. Календарные планы перевозок. Составляются на более короткий период времени (смена, неделя, месяц). Они охватывают погрузочно-разгрузочные работы, ремонт транспортных путей и средств сообщения и формирование документооборота.
3. Оперативное руководство транспортными работниками. Создается диспетчерская служба, которая координирует деятельность транспортной логистики в целом, контролирует движение транспортных средств, поставки материалов и т.д.
Терминальные перевозки
Перевозка грузов, осуществляемая через терминалы, называется терминальной. В роли организаторов таких перевозок выступают транспортно-экспедиционные фирмы, использующие универсальные или специализированные терминалы или терминалы-комплексы.
Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно-взаимосвязанных сооружений предназначенных для выполнения логистических операций, т.е. приема и хранение грузов, переработка комплектация и доведение до следующего пункта приема. Универсальные терминалы представляют собой группу складов с одним распределительным центром.
Основные функции терминалов:
1. Маркетинговое исследование рынка транспортно-логистического сервиса.
2. Оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок.
3. Сбор и развоз грузов.
4. Краткосрочное хранение.
5. Консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и др. операции грузопереработки.
6. Информационное обеспечение.
Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов.
Транспортные тарифы
Транспортные тарифы – это форма цены на продукцию транспорта (оплата за перевозку грузов).
Они включают в себя:
1. Расходы по перевозке грузов.
2. Сборы за дополнительные операции связанные с перевозкой грузов и другие сборы.
На ж/д транспорте используют тарифы:
1. Общие тарифы – тарифы для железнодорожного транспорта. Это основной вид тарифа, по которому осуществляются общие перевозки грузов железнодорожным транспортом на общих основаниях.
2. Льготные тарифы – используются при перевозке грузов для определенных целей и определенных категорий перевозчиков, в том числе для самой железной дороги.
3. Исключительные – тарифы, кот. Устанавливаются с отклонением от общих тарифов в идее надбавок или скидок.
4. Местные тарифы – включающие в себя плату за перевозку и сборы, действующие в пределах данного участка железной дороги.
Автомобильные перевозки используют следующие виды тарифов:
- сдельные;
- повременные на использование транспортных средств;
- стоимость 1 т/км;
- договорные.
Оказывают влияние следующие факторы:
- класс груза;
- дальность перевозки;
- грузоподъемность и тип автомобиля
- используемое транспортное средство;
- географические условия.