Транспорт в логистике

4.1 Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров, Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный, транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Актуальность в решении таких задач возникает в случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив (например, при функционировании транспорта общего пользования, а также в ряде случаев транспорта не общего пользования).

Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов из конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.

К задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

К задачам транспортной логистики относят также:

· создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров' и транспортных цепей,

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

· выбор вида транспортного средства;

· выбор типа транспортного средства;

· определение рациональных маршрутов доставки и др.

4.2 Выбор вида транспортного средства

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт

Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния.

Достоинства:

- высокая маневренность;

- возможность доставки груза «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности;

- обеспечивает регулярность поставки;

- возможность поставки малыми партиями;

- менее жесткие требования к упаковке.

Недостатки:

- сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля;

- срочность разгрузки:

- возможность хищения груза и угона автомобиля;

- сравнительно алая грузоподъемность;

- экологически неблагоприятен.

Железнодорожный транспорт.

Достоинства:

- хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;

- возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния;

- регулярность перевозок;

- возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ;

- невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

Недостатки:

- ограниченное количество перевозчиков;

- низкая возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт

Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.

Достоинства:

- низкие грузовые тарифы;

- высокая провозная способность.

Недостатки:

- низкая скорость;

- жесткие требования к упаковке и креплению грузов;

- малая частота отправок;

- зависимость от погодных и навигационных условий;

- требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт

Достоинства:

- низкие грузовые тарифы (при перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый).

Недостатки:

- малая скорость доставки;

- низкая доступность в географическом плане (это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия).

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

- время доставки;

- частота отправлений;

- надежность соблюдения графика доставки груза;

- способность перевозить разные грузы;

- способность доставить груз в любую точку территории;

- стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

· надежность соблюдения графика доставки;

· время доставки:

· стоимость перевозки.

4.3 Транспортные тарифы и правила их применения

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

· плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

· сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

· правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

· транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

· покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.

Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике.

Факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов железнодорожным и автомобильным транспортом

Ж/д А/т
- вид отправки (вагоная, контейнерная, малотоннажная); скорость перевозки (грузовая, большая, пассажирская); - расстояние перевозки; - тип вагона (универсальный, специализированный или изотермический, цистерна или на платформе); - принадлежность вагона или контейнера (могут быть собственностью железной дороги, грузополучателя или грузоотправителя); - количество перевозимого груза - расстояние перевозки; - масса груза; - объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля.

Виды тарифов

Ж/д А/т
- общие (основной вид тарифов); - исключительные (устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок); - льготные (применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог); - местные (устанавливают начальники отдельных железных дорог); - дополнительные сборы (за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.) - сдельные тарифы на перевозку грузов; - на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов; - за повременное пользование грузовыми автомобилями; - из покилометрового расчета; - за перегон подвижного состава; - договорные тарифы.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.

В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка' и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: