Другой, еще более поразительный пример структурной схожести обнаруживается в аналоговых рисунках на тему «спокойствие» или «безмятежность». Мои студенты рисовали преимущественно горизонтальные линии — хотя бывали и другие интерпретации этого понятия. Собранные рисунки показаны на рис. 7.16. Ваш собственный рисунок этого понятия тоже мог оказаться горизонтальным. Эта же горизонтальность обнаруживается в рисунках мастеров, в основе которых лежит тема «покой», как показано на рис. 7.17 и 7.18. особенно интересны с точки зрения их структурной схожести. Многие из моих студентов помещали линии в нижней части прямоугольника, что явно было сделано неслучайно, так как повторяется многократно.
Рис. 7.17. Иоганн Мартин фон Роден (1778-1868).
«Ландшафт». Карандаш. Государственный музей графики, Мюнхен
Студенческие аналоговые рисунки понятия «спокойствие»
Рис. 7.18. Мартин Джонсон Хид (1819-1904). «Сумерки на соленых болотах». Уголь, белила и цветные
мелки. Бостонский музей изящных искусств.
|
|
Студенческие аналоговые рисунки понятия «безмятежность»
Рис. 7.19. Студенческие аналоговые рисунки понятия «депрессия».
Низкое расположение депрессии. Студенческие аналогии понятия «депрессия» (рис. 7.19).
Впрочем, удивляться тут нечему. Подобную связь можно отследить и в языке — например, в выражении «упасть духом». Это вновь навело меня на интересный вопрос: в древней человеческой культуре язык развился для «обозначения» ранее существовавших визуальных структур или язык был первым, а визуальные структуры были позже подогнаны под вербальные структуры? Как бы то ни было, студенты интуитивно выразили это понятие с помощью визуального языка, где расположение форм в четырех границах формата столь же многозначительно, как и сами формы.
Рис. 7.20. Франсиско Гойя (1746-1828). «Грустные предчувствия того, что должно случиться». Из
серии «Бедствия войны». Гравюра. Бостонская публичная библиотека
В своих аналогиях студенты выразили «депрессию» тремя основными способами: через падающие линии, через горизонтальные формы, помещенные в нижней части формата, и через штриховку, заполняющую формат. Гравюра испанского художника Франсиско Гойи «Грустные предчувствия того, что должно случиться» (рис. 7.20) сочетает в себе эти три аспекта.
Студенческие аналоговые рисунки понятия «депрессия»
Рис. 7.21. Студенческие аналоговые рисунки понятия «энергичность»