Функциональные и объемно-планировочные принципы организации музеев

Размеры музея характеризуются различными показателями.

Площадь экспозиции зависит от тематики музея (см. Таб.1) и архитектурно-художественных приемов демонстрации экспонатов. Площадь музеев, включая вспомогательные помещения, как правило, от 200 до 4000м2.

Плотность экспозиции – количество экспонатов на 100м2. Для художественных музеев России, в среднем, - это порядка 90 экспонатов на 100м2.

Количество посещений в год – условный показатель, усредняющий неравномерность посещения музея, зависящую от сезона, наплыва туристов, школьных каникул и т.д. По России – 200-15000 посещений в год.

Таб.1 Ориентировочные показатели музейного здания для города с численностью населения около 1 млн. человек (Ростов-на-Дону)

Музеи Экспозиционная площадь Количество посещений в год Количество экспонатов в экспозиции
Краеведческие 2 500 3 000 15 000
Исторические 2 200 3 000 15 000
Историко-мемориальные 1 000 2 000 6 000
Художественные 1 300 1 400  

Музеи делят по объему на малые - 10-30 тыс.м3, средние – 30-80 тыс.м3, крупные – 80-300 тыс.м3. В числе прочего, этот показатель характеризует габариты экспонатов и высоту помещений.

В рамках курсовой работы рекомендуется проектирование малого или среднего музея – 20-50 тыс.м3. Это вызывает необходимость ограничить перечень и площади научно-просветительской и административно-обслуживающей групп помещений.

Основными функциями современного музея являются: собственно демонстрация экспонатов и их хранение, образовате­льная, просветительская, научно-исследовательская, методи­ческая и клубная деятельность.

С учетом функционально-технологической организации музея выделяют следующие основные группы помещений.

Входная группа – помещения и пространства до контроля и после. В зоне «до контроля» в вестибюлях располагают кассы, киоски продажи информационных материалов и сувениров, связанных с тематикой музея, стенды с информацией о работе музея, порядке осмотра экспозиции, гардероб, пост охраны и т.п. Гардероб рассчитывают на 0,25% от числа посетителей за день. В зоне «после контроля» находятся, как правило, зоны сбора экскурсий, помещения буфета, санузлов, курительной. Из этой же зоны должны быть организованы удобные коммуникации в лекционный зал, библиотеку, административные помещения. Питание в музеях организуют, как правило, в буфетах без горячих блюд.

Экспозиционная группа помещений предназначена для постоянной экспозиции и временных выставок. Как правило, размеры залов - 50-60м2, высота – 4,2-4,5м, для больших экспонатов – 6-8м. Необходимо предусматривать возможность трансформации помещений. При проектировании музеев с большим объемом экспозиции во внимание принимаются психофизические характеристики посетителей, поскольку посещение музеев связано с заметной физической нагрузкой (долгие передвижения по залам), умственным и эмоциональным напряжением. Поэтому, с учетом возможной утомляемости необходимо делать перерывы в осмотре каждые 1,5-2 часа, с организацией специальных зон отдыха, минимизировать пешеходные коммуникации, а промежуточные пространства между залами должны созда­вать разгрузочные паузы в осмотре экспози­ции.

Последовательность осмотра желательно организовывать слева на­право, а при многоуровневом решении - сверху вниз.

Существуют три основных схемы организации маршрута - принуди­тельная, свободная и комбинированная.

Принудительный порядок осмотра всех разделов в определенной последовательности - характерен для ди­дактических, обучающих экспозиций.

В анфиладных залах организуется сквозное движение с последовательным осмотром всех залов. Неудачным является решение с тупиковой анфиладой, при котором возни­кают встречные потоки и посетитель должен возвращаться через ранее пройденные залы.

Кольцевой замкнутый график движения исключает необходимость обратного прохода, но не дает возможности выборочного осмотра экспозиции.

Примыкание тупиковых залов к центральному распределительному пространству не создает возвратных потоков движения и позволяет осуществлять на выбор - последовательный осмотр всей экспозиции или выборочное посещение отдельных разделов.

Взаимосвязь помещений музея может быть устроена по-разному (Ри.3), но во всех случаях должен соблюдаться принцип разделения потоков посетителей и путей перемещения экспонатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: