Лекция №4
Будетляне - российские футуристы (против итальянских (агрессивных) футуристов).
Кубофутуристы (кубисты).
1910 – «Садок судей» первый сборник российской группы футуристов Давид Бурлюк, Вилемир Хлебников и Василий Каменсикй.
1912г. – манифест «Пощечина общественному вкусу». Это был полемический прием для привлечения к себе внимания. Это был их протест против косности, устоявшихся принципов.
Кубофутуризм был течением урбанистическим (пронизанным течением города). Здесь отражаются:
· ритмы города, с часто его огрубленной лексикой;
· ярко выраженная психология «человека улицы»;
· демонстративное соединение высокого плана бытия и низкого;
· обновление поэтического языка, как они утверждали;
· главный технический принцип – принцип «сдвига»;
· новое отношение к слову порождает массу авторских неологизмов, в том числе и гибридных слов;
· использование вульгаризмов, включение в текст технических терминов;
· отказ от знаков препинания;
· попытка ввести телеграфный синтаксис (без предлогов);
|
|
· попытки использовать музыкальные и математические знаки;
· включение графических символов;
· включают эксперименты с расположением слов;
· использование разноцветных и разномастных шрифтов;
· активное вовлечение элементов лубочной поэзии, частушек, поэтической рекламы, фольклорных заговоров и пр.;
· мировое пространство они воспринимают для себя как сценическую площадку;
· грядущая революция для них желанна;
· совместные выставки: «бубновый валет», «Ослиных хвост» – самые известные из них (книга Бенедикта Лившеца «Полутороглазый стрелец»);
· главные элементы – линия и цвет;
Сборники, которые открываются манифестами, статьями: «Садок судей II», «Сдохла луна»
Москва
Ноябрь 1911 года, в Петербурге Игорь-Северянин (Лотарев) организовал «Интуитивную школу», затем переименовал его во «Вселенский эго-футуризм», а к 1913 году это объединение стало называться «Ассоциация эго-футуристов». В эту группу вошли Иван Игнатьев, Константин Олимпов (сын Константина Михайловича Фофанова), Васелиск Гнедов, Грааль Апрельский, Вадим Баян. Игорь Северянин называл это направление вселенский. Он в одном из своих произведений провозгласил лозунги эгофутуризма:
· душа – единственная истина;
· самоотверждение личности;
· поиски нового без отрицания старого (!отличие от футуристов).
· осмысленные неологизмы;
· смелые образы с использованием ассонансов (повтор одинаковых гласных) и диссонансов (многоголосица), яркие эпитеты, борьба со стереотипами и с «заставками», разнообразные метрики.
Северянин - лирик, ироник, эстетствующий поэт. «Хабанера №2» (1909г.).
Эстетическая платформа эгофутуризма изложена в 2х програмных статьях: «ГрамАта Интуитивной Ассоциации Эгофутуризму» (считают что осн.- Северянин, но и др. внесли лепту) и «Эгофутуризму» Иван Игнатьев.
Игорь Северянин подписал манифест «Идите к черту».