Эстетика русского символизма. Старший символизм

Соотношение терминов модернизм, декаданс, символизм.

Русское сознание отмечено декадансом. Этот термин в первом смысле шире чем модернизм и символизм. Упадок веры, утрата социальных и религиозных опор «Бог умер». Декаданс – кризис сознания. Следствие декаданской эпохи – рождение модернизма. Он охватывает все сферы искусства. Тенденция к субъективизации, повышение статуса творящего я – художника. Художник-модернист отвергает реальность, сомневается в ней, уединенное сознание. Символизм – словесное искусство, направление модернизма.

Модернизм – культурная эпоха.

Символизм – словесный вариант модернистского искусства.

Декадентство – ранняя первая стадия существования символизма, Старший символизм.

Эстетические доминанты символизма (панэстетизм).

Эволюция и периодизация русского символизма.

Новое символистское течение зарождалось одновременно в Москве и Петербурге. Важна фигура Гоголя. Журнал «Северный вестник», сначала имел народнический уклон. «Мир искусства» - журнал и объединение, «Золотое руно» и т.д. начало русского символизма можно датировать 1892-3 гг. первым манифестом стала речь Мережковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе»: 1. Расширение художественной впечатлительности (импрессионистская сущность); 2. Мистическое содержание (выход за рамки позитивизма); 3. Символы.

Брюсов издал сборники «Русские символисты» (Добролюбов), «Под северным небом».

Появилась новая эстетика, осознающая себя как обновление русской эстетической эпохи.

З. Г. Минс предложила термин панэстетизм в качестве доминанты символистской эстетики. Панэстетизм – представление о мире как об эстетическом феномене. Постижение мира происходит в координатах эстетики и эстетических оппозиций, главная из которых красота – безобразие. Эти оппозиции равновелики, этика не работает, нельзя предъявлять требования этики. Если мир как эстетический феномен, то основное место в мире занимает субъект, творящий этот мир – художник. Главенство сознания художника. В пределе художник заменяет собою демиурга этого мира. Он – творец («Я бог таинственного мира…» Ф. Сологуб). Солипсическая концепция мира и творчества – крайняя степень субъективного идеализма, сотворение мира индивидуальным сознанием художника. Художник творит свой индивидуальный миф о мире и человеке.

Реализация панэстетической эстетики претерпела трансформацию на протяжении 3-х десятилетий. Она позволяет выделить несколько этапов внутри символизма:

1. 90-е гг. эпоха старшего символизма, декадентство.

2. 1900-е гг. эпоха младосимволизма.

3. 1910-е гг. кризис символистской эстетики при продолжении символистской практики.

4. до 30-х гг. латентный период


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: