Примерная тематика курсовых работ. Тема 12. Литература русского постмодернизма и постсоветской эпохи

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

Тема 12. Литература русского постмодернизма и постсоветской эпохи

Истоки русского постмодернизма. Первые опыты постмодернистской поэтики: Д.Хармс и «обэриуты»; М.Булгаков («Мастер и Маргарита»); А.Платонов; М.Зощенко, С.Кржижановский, Л.Добычин; проза О. Мандельштама, драматургия Евг.Шварца; роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»; «Поэма без героя» А.Ахматовой; «Ни дня без строчки» Ю.Олеши; поздняя проза («мовизм») В.Катаева.

Гротескные формы художественного осмысления проблем и конфликтов советской действительности в творчестве Вен. Ерофеева, В.Аксенова, В.Войновича, С.Довлатова, Ф.Искандера, А.Вознесенского, Л.Петрушевской, Г. Сапгира и др. Рождение концептуалистской модели «соцарта» (воссоздание имиджей и стереотипов советской тоталитарной культуры в контексте обыденности, пошлости или парадоксального столкновения с альтернативной – прозаической или зарубежной – реальностью).

Маргинализация норм и ценностей. Смешение высокого и низкого, серьезного и смешного, пародийного; использование стилизации, нарратива, фантастики и гротеска для снижения пафоса и «культовых» ценностей советской идеологии. Советская антиутопия (А. и Б.Стругацкие, В.Войнович,В. Аксенов, А. Гладилин, А.Кабаков). «Другая проза» как форма контркультуры по отношению к официальной советской литературе. «Иронический авангард» (В.Пьецух, Евг.Попов, Вик. Ерофеев и др.). Творчество В. Маканина, А. Курчаткина, М. Кураева, Ю. Полякова и др. неореалистов.

Национально-патриотическая тенденция в постсоветской литературе. А. Проханов, С. Куняев и др. Реабилитация советского, имперского, национально-русского в литературе. Православное течение в литературе (В. Крупин, Ю. Вознесенская, Е. Чудинова и др.). Литература как воплощение религиозных идей и реализация церковной политики в мирской жизни. Противопоставление монотематизма идейному и стилевому плюрализму.

Своеобразие современного русского постмодернизма; его отличие от западного постмодернизма. Творчество Вен.Ерофеева, А.Битова, А.Терца/А.Синявского. Проза Саши Соколова, Э. Лимонова, В.Сорокина, В.Пелевина, Т. Толстой, А. Королева и др. Поэзия Д.Пригова, А.Парщикова, С. Гандлевского, Т.Кибирова, Э. Лимонова, Л. Рубинштейна и др. Драматургия Л. Петрушевской, Н. Садур, Н. Коляды, Н. Птушкиной, бр. Пресняковых. Продуктивность русского постмодернизма, демифологизирующего советскую и постсоветскую действительность, играющего с ней и в нее. Деконструкция «советского» в русской постмодернизме. «Соц-арт» и «рус-арт» в постсоветской литературе. Новые тенденции в постсоветской литературе: Д. Быков, З. Прилепин, бр. Пресняковы и др.

Широкое распространение массовой беллетристики. Коммерческий и идеологический характер распространения массовой литературы в постсоветский период. Причины популярности массовой беллетристики в постсоветский период. Основные жанры популярной литературы (детектив, любовный роман, научная фантастика, фэнтези, историческая и псевдоисторическая беллетристика и т.д.). Тематика и проблематика массовой литературы. Поэтика повседневности в массовой литературе.

Мозаичность постсоветской литературы. Ее идейно-эстетическая пестрота и художественная неоднородность, многовекторность тенденций дальнейшего развития. Культурно-исторический «перекресток» постсоветской литературы.

«ЛИТЕРАТУРА РОССИИ XIX – ХХI ВВ.»

1. Русская литература между идеологией и социальной действительностью.

2. Идейная тенденциозность русской классической литературы.

3. Социальный и психологический анализ в русской литературе второй половины XIX в.

4. Национальное и общечеловеческое в русской литературной классике XIX в.

5. Мировое значение русской классической литературы.

6. Кризис русского реализма во второй половине XIX века (общая характеристика).

7. Зарождение натурализма и модернизма в рамках классического русского реализма.

8. Русская литература Серебряного века (общая характеристика). Жанровое и стилевое многообразие литературы Серебряного века.

9. Русский символизм конца XIX – начала XX вв.

10. Постсимволизм в русской литературе конца XIX – начала XX вв.: акмеизм и футуризм, имажинизм и конструктивизм..

11. Русская поэзия Серебряного века (общая характеристика).

12. Русская проза Серебряного века (общая характеристика).

13. Судьбы русского литературного авангарда ХХ в.

14. Литературная политика советской власти. Ее метаморфозы в 1920-е и 1930-е гг.

15. Становление советской литературы (общая характеристика).

16. Интеграционные и дифференциальные процессы в советской литературе. Идейные приоритеты советской власти в литературе..

17. Литературно-политическая борьба в советской литературе 1920-х годов.

18. Создание Союза советских писателей и его значение для истории русской литературы ХХ века.

19. Официальная советская литература 1920 – 1950-х гг. Господство политической идеологии.

20. Альтернативная классика русской литературы ХХ в. Советское и несоветское в русской литературе тоталитарной эпохи.

21. Метод социалистического реализма в советской литературе. Концепция и идейные противоречия.

22. Советская литературная классика: общее и особенное.

23. Альтернативная (оппозиционная) советская литература: 1920 – 1950-х гг. (общая характеристика).

24. Литература Русского Зарубежья «первой волны» (общая характеристика).

25. Литературное инакомыслие в истории русской литературы ХХ в. (основные тенденции).

26. Литература «оттепели» и «перестройки»: черты нового.

27. Литература «застойного времени» и сталинской эпохи: верность традициям.

28. Советская поэзия 50 – начала 80-х годов: новые тенденции и идеалы Серебряного века.

29. «Молодежная» проза и поэзия эпохи «оттепели». Молодой герой и его проблемы.

30. «Военная проза» в советской литературе второй половины ХХ века.

31. «Деревенская проза» в советской литературе второй половины ХХ века.

32. «Городская проза» в советской литературе второй половины ХХ века.

33. Советская драматургия 1950 – начала 80-х гг.

34. Неоавангард в советской литературе второй половины ХХ века.

35. «Бардовское движение» в поэзии периода «оттепели» и «застоя».

36. «Самиздат» и диссидентская литература 1960 – 1970-х гг.

37. Литература Русского Зарубежья «третьей волны». Ее значение в истории русской литературы ХХ в.

38. Феномен «возвращения» литературы в литературном процессе 1950 – 1990-х гг.

39. Постсоветская литература (общая характеристика и основные тенденции развития).

40. Русский постмодернизм в конце XX века и его национальное своеобразие.

41. Русский концептуализм в поэзии и прозе рубежа ХХ – XXI вв.

42. Массовая беллетристика в современной русской литературе рубежа XX – XXI вв. (Темы, жанры, проблемы, герои).

43. Значение русской литературы ХХ века (досоветское, советское, диссидентское, зарубежное, постсоветское).

44. Русская литература в XXI веке: наблюдения и прогнозы.

45. Русская литература в информационном формате (аудиокнига, Интернет, электронная книга, телеэкранизация и др.).

Русская классика XIX в.

1. Типы персонажей русской литературной классики («лишний человек», «маленький человек», «новый человек»).

2. Темы и проблемы русской классической литературы (общий взгляд).

3. Философские романы Л. Толстого и Ф. Достоевского: общее и особенное.

4. Психологизм Л. Толстого и Ф. Достоевского: сопоставительный анализ.

5. Л. Толстой и Ф. Достоевский как писатели-идеологи.

6. А. Герцен и Н. Чернышевский как писатели-идеологи.

7. Изображение русского народа Л. Толстым, Н. Некрасовым, А.К. Толстым, М. Салтыковым-Щедриным.

8. Национальное и общечеловеческое в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского.

9. Национальное и общечеловеческое в поэзии Н. Некрасова и А. Фета.

10. Н. Некрасов и А. Фет как властители умов во второй половине XIX в.

11. Эстетические отношения искусства к действительности в поэзии Некрасова и Фета.

12. Символика в творчестве Н. Некрасова и А. Фета.

13. Символика в творчестве И. Тургенева и И. Гончарова.

14. Мифологизация и демифологизация российской действительности в произведениях М. Салтыкова-Щедрина.

15. Гротеск и фантастика в изображении российского государства и российской истории А.К. Толстым и М. Салтыковым-Щедриным.

16. Анализ национально-русского менталитета в творчестве И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского и М. Салтыкова-Щедрина.

17. «Весь мир – театр» в драматургии А.Н. Островского, А.К. Толстого и А.П. Чехова.

18. Психологизм и социальный анализ в творчестве А. Чехова.

19. Психологизм Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова: общее и особенное.

20. Комическое и трагическое в прозе и драматургии А. Чехова.

21. Чехов и Горький – союзники или антиподы?

22. Российская действительность: глазами Чехова и Горького: общее и различное.

23. Эволюция реализма в русской литературе второй половины XIX в.

24. Реализм и романтизм в русской литературе конца XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: