История русской литературной критики
1. Понятие «литературная критика». Предмет, задачи, жанры литературной критики.
2. Классицистическая критика. Литературно-критическая деятельность М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского, М.М. Хераскова, Г.Р.Державина.
3. Сентименталистская критика. Литературно-критическая деятельность Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева.
4. Романтическая критика. Основные течения. Литературно-критическая деятельность В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова.
5. Эстетические и литературно-критические взгляды А.С. Пушкина.
6. Н.В. Гоголь - критик.Своеобразие критических статей Н.В. Гоголя.
7. Место В.Г. Белинского в истории русской критики. Основные периоды литературно-критической деятельности.
8. Русская литературная критика второй половины XIX века. Борьба направлений в критике.
9. Писательская критика второй половины XIX века: И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский.
10. Радикально-демократическая критика в журнале «Современник».
|
|
11. Основные принципы литературной критики символистов. Литературно-критическая деятельность Д.С. Мережковского, В. Брюсова, А. Блока, А. Белого.
12. Литературная критика в Советской России 1920 – начала 1930-х годов.
13. Литературная критика на страницах журнала «Новый мир». А.Т. Твардовский – критик.
14. Русская литературная критика 1990-х гг.
1. Теория литературы как наука. Предмет и содержание теории литературы.
2. Литературоведы о мифе. Проблема мифа в литературе XX века.
3. Автор и авторство.
4. Форма и содержание в художественном произведении.
5. Персонаж и его ценностная ориентация. Типы персонажей.
6. Сюжет и фабула: характеристика терминов, соотношение, виды сюжетов, сюжетные элементы.
7. Литературные иерархии и репутации.
8. Время и пространство в художественном произведении. Теория хронотопа М. Бахтина.
9. Теория типизации и воссоздания характерного.
10. Мир художественного произведения.
11. Художественная речь. Состав художественной речи, её специфика.
12. Композиция. Композиционные средства (повторы и вариации, мотивы, детализированное изображение и суммирующие обозначения, умолчания, подтекст, аллюзии, «эзопов язык»).
13. Принципы рассмотрения литературного произведения.
14. Литературные роды и жанры: основное понятие, классификация. Теория Бюлера.
15. Эпос: повествование и его субъект.
16. Драма, её особенности.
17. Лирика, её особенности.
18. Говорящий человек. Диалог и монолог.
19. Грани художественной субъективности (формы присутствия автора в применении). Литература – элита – народ. Народность в литературе.
|
|
20. Назначение искусства. Тематика искусства. Искусство как познавательная деятельность.
21. Эстетическое и художественное.
22. Произведение. Цикл. Фрагмент.
23. Концепция смерти автора.
24. Жанры. Понятие жанра.
25. Роман: жанровая сущность.
26. Генезис литературного творчества: значение термина. История изучения генезиса литературного творчества.
27. Литературные общности (художественные системы) XIX–XX вв.
28. Стадиальность литературного развития.
29. Региональная и национальная специфика литературы. Международные литературные связи.
30. Основные понятия и термины теории литературного процесса.
31. Художественное произведение – текст – интертекст – метатекст - гипертекст: интерпретация и соотношение.
32. Теоретическая поэтика: определение и развитие. Мифопоэтика.
33. Принципы композиционного построения (со- и противопоставления, монтаж, временная организация текста, содержательность композиции).