Гуманизм

Философия и религия

Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно — делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Билет 3

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883 гг.)

Великий русский писатель. Родился в городе Орле, в среднепоместной дворянской семье. Учился в частном пансионе в Москве, затем в университетах — Московском, Петербургском, Берлинском. Свой литературный путь Тургенев начал как поэт. В 1838—1847 гг. он пишет и печатает в журналах лирические стихотворения и поэмы («Параша», «Помещик», «Андрей» и др.).

На первых порах поэтическое творчество Тургенева развивалось под знаком романтизма, позднее в нем преобладают реалистические черты.

Перейдя в 1847 г. к прозе («Хорь и Калиныч» из будущих «Записок охотника»), Тургенев оставил поэзию, но в конце жизни создал замечательный цикл «Стихотворений в прозе».

Оказал большое влияние на русскую и мировую литературу. Выдающийся мастер психологического анализа, описания картин природы. Создал ряд социально-психологических романов — «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», повести «Лея», «Вешние воды», в которых вывел как представителей уходящей дворянской культуры, так и новых героев эпохи — разночинцев и демократов. Его образы самоотверженных русских женщин обогатили литературоведение особым термином — «тургеневские девушки».

В поздних романах «Дым» и «Новь» изобразил жизнь русских за границей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: