Обобщая период предшествующий возникновению психоанализа как отдельного психологического учения, обобщим этапы предшествующие глубинной психологии:
1-й.Магические ритуалы, древних сообществ (бессознательные действия).
2-й.Обряды жреческого посвящения (появление интерпретаций, а непрямого отреагирования бессознательных сил 1000 год до н.э.)
3-й.Мудрецы и философы античного мира (0 год до н.э.)
4-й.Религиозная эпоха (подавление и регуляция сексуального инстинкта 16 – 18 века н.э.)
5-й.Этап возникновения естественной науки (18-19 века)
6-й. Возникновение психоаналитического движения (Фрейд)
Персоналии и концепции:
1. Вингельм Вунтд 1832 – 1920, родился в семье пастора, получил образование врача. В 1879 он организовал первую в мире лабораторию исследования психологии. 1881 первый психологический журнал, результаты исследований. Основопологатель науки психологии. В его лаборатории исследовались ощущения и восприятия, время реакции, ассоциации, эмоции
2. Эрнст Брюкке 1819 – 1892 преподаватель Венского университета, где учился Фрейд.Физиолог, основатель физико-химической школы физиологии. Разделял концепцию, что физиология человека полностью может быть объяснена с научной точки зрения физическими или химическими процессами.
3. Франс Брентанон 1838 – 1917 священник, отказался от церковного сана и стал преподавать философию. Был очень востребован, пользовался авторитетом, ввел термин интенацианальная психика (направленность психики), искал границу между физическим миром и психическим. Граница между физической наукой и психологией. Искал предмет изучения психологии, предложил предметом изучения психику, ее направленность.
4. Артур Шопенгауэр 1778 – 1860. Немецкий философ, закончил также медицинский факультет. Изучал волю к жизни – то что мотивирует человека жить в любых даже самых сложных обстоятельствах. Перекликается с идеями о либидо Юнга и Фрейда. Мотивация человеческих поступков часто не видна снаружи, считал Шопенгауэр.
5. Фридрих Ницше 1844 – 1889 (900). От природы человек склонен насиловать и убивать, он крайне эгоцентричен, однако, за свою историю под воздействием общественной морали, религии, закона, он превратился в «домашнее животное». Мораль делает нас не свободными, значит, нужно ее отбросить, и за основу взять силу. Идеи Фрейда об ИД (инстинкты) во многом согласуются с идеями Ницше о природе человека.
Гипноз был известен еще со временд древнего Египта. Развитие гипноза как "магического" средства душевного и телесного исцеления шло довольно бурно. Гипноз есть предшественник психоанализа.
6.Жан Шарко(1825—1893) (член Французской академии наук) исследовал наследственные болезни и неосознаваемый феномен истерии, разрабатывал травматическую природу истерии, и связывал склонность впадать в гипнотическое состояние и истерию. Впервые широко стал применять гипноз для лечения истерии. Стал ориентиром для Фрейда.
7. Иполлит Бергейм 1837 – 1919, школа Нонси. Профессор Страсбургского университета, «конкурент» Шарко, вслед за своим учителем Льебо, отождествлял гипноз и внушение. В последствии внушал в бодрствующем состоянии, без погружения в гипноз. Фрейд также отказался от использования гипноза. Фрейд учился гипнозу и у Шарко и Бергейма.
8. Йо́зеф Бре́йер (нем. Josef Breuer, 15 января 1842, Вена — 25 июля 1925, Вена) — австрийский врач, друг и наставник Зигмунда Фрейда, основатель катарсического метода психотерапии. Наряду с Зигмундом Фрейдом, считается основателем психоанализа. Брейер выяснил, что истерия связана с травмирующими переживаниями прошлого, а ее проявления можно редуцировать или свести на нет, если болезненные воспоминания будут воспроизведены в гипнотическом состоянии. Данный метод исследователь называл катартическим. Несколько позже Брейер и Фрейд обнаружили, что метод работает и без гипноза.
Взгляд на природу человека | Акцент на социальном интересе как главном источнике мотивации важность порядка рождения ребенка, состава семьи, стиля жизни и телеологических (будущих) целей как главных факторов личностного роста и развития |
Роль консультанта | Консультант формирует равноправные отношения с клиентом, моделирует, изучает и оценивает ситуацию клиента, обсуждает с ним предположения, назначает домашнюю работу, поощряет |
Цели | Консультант культивирует социальные интересы, исправляет искаженные представления и ошибочные цели, развивает способность клиента к инсайту, способствует поведенческим изменениям через действие по принципу «как будто бы» Использование эмпатии, создание атмосферы поддержки, сердечности, сотрудничества. Упор на пробуждение у клиента достоинства и ответственности через конфронтацию, исследование воспоминаний, сновидений и приоритетов клиента. Обращение внимания на интерпретацию, задавание «вопроса», «плевки в суп» клиенту, сдерживание себя и постановку задачи |
Достоинства | Поощрение и поддержка консультантом равноправных отношений; многосторонность; подход полезен при определенных нарушениях. Теоретический вклад в словарь общеупотребительной и профессиональной лексики (например, понятие «комплекс неполноценности») |
Ограничения | Недостаток надежной исследовательской базы; неопределенность концепций, терминологии и теоретического объяснения консультирования: узость подхода |