Платежная система

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных проблем экономики в настоящее время является стабилизация платежной системы. Эффективная платежная система необходима для экономического развития государства, она способствует повышению экономической активности, должна минимизировать задержки в платежах, сокращать операционные издержки, банковский и коммерческий риски.

Для сельскохозяйственных предприятий в современных условиях остро стоит проблема неплатежей. Из-за нарушения кругооборота денежных и материальных потоков нарушается ритм производства, задерживаются сроки выдачи заработной платы работникам, снижается их жизненный уровень, колхозы и совхозы не могут вовремя рассчитаться с бюджетом, внебюджетными фондами, погасить кредиты банка. Задержка платежей в одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях их деятельности. Платежная система и её составная часть – безналичные – расчеты постоянно совершенствуется, появляются новые их формы, которые могут эффективно использоваться на практике. Поэтому правильная организация расчетных взаимоотношений имеет для сельскохозяйственных предприятий огромное значение.

В связи с этим умение владеть вопросами правильной организации безналичных расчетов, взаимоотношений с банковской системой руководителями и специалистами организаций АПК позволит эффективнее осуществлять хозяйственную деятельность, правильно использовать формы безналичных расчетов, сокращать размеры дебиторской и кредиторской задолженности.

Платежная система – это совокупность законодательно регулируемых элементов, обеспечивающих совершение плате­жей между сторонами в процессе выполнения ими своих обяза­тельств. Она формирует всю совокупность без­наличного денежного оборота при помощи особых инструментов и методов по установленным в данном государстве правилам.

Устойчивая и быстродействующая платежная система, обеспечи­вающая потребности банков, экономических институтов, субъек­тов хозяйствования в проведении расчетов, – необходимая пред­посылка эффективного функционирования экономики страны.

Платежные системы разных стран существенно отличаются друг от друга, поскольку государства находятся на различных уровнях экономического развития, имеют особенности в банков­ском законодательстве и платежных обычаях. Платежная систе­ма Республики Беларусь также обладает как общим для систем содержанием, так и некоторыми индивидуальными признаками его выражения. Современная платежная система Республики Беларусь сформировалась в конце 90-х годов, что позволило в полной мере использовать накопленный позитивный опыт дру­гих стран и учесть обязательные для ее успешного функциониро­вания требования и принципы. Дальнейшее развитие платеж­ной системы должно происходить в соответствии с Концепцией развития национальной платежной системы Республики Бела­русь, принятой Национальным банком в марте 1999 г. и отвеча­ющей требованиям Комитета по платежным и расчетным систе­мам Базельского банка международных расчетов.

Платежная система страны называется национальной платежной системой (НПС) и рассматривается как сложное комплексное образование, подчиненное единым за­дачам и принципам функционирования, включающее ряд взаи­мосвязанных составляющих, которые осуществляют весь безна­личный денежный оборот и часть наличного денежного оборота в процессе совершения платежей. НПС отражает платежный оборот как внутри одного банка, так и межбанковский, при этом условия и порядок платежей являются едиными, соответ­ствующими принципам и правилам всей платежной системы.

В нашей республике процесс построения Национальной платежной системы (НПС) в основном завершен и она соответствует общепринятым в международной прак­тике стандартам, принципам и методам пост­роения платежных систем, сфор­мулированным в докладе рабочей группы при Комитете по платежным и расчетным системам Базельского банка международных расчетов:

1. Система должна иметь хорошо обоснованную правовую базу.

2. Действующие в системе прави­ла и процедуры должны давать ее участникам четкое понима­ние о воздействии системы на каждый из финансовых рис­ков, которым они подвергают­ся, участвуя в ней.

3. Система должна иметь четко установленные процедуры уп­равления кредитными рисками и рисками ликвидности, кото­рые определяют соответствую­щую ответственность оператора и участников системы, побуждающие к управлению этими рисками и к их сдерживанию.

4. Система должна обеспечивать быстрый окончательный рас­чет, как минимум, к концу дня валютирования.

5. Система, в которой осуществля­ются многосторонние неттинговые расчеты, должна, как ми­нимум, обеспечивать своевре­менное завершение дневных расчетов в случае невозможнос­ти проведения расчета участни­ком с самым крупным единич­ным расчетным обязательст­вом.

6. Расчетные активы, используе­мые системой, должны обеспе­чивать небольшой риск или во­обще никакого риска для их держателя.

7. Система должна обеспечивать высокую степень защиты и опе­рационной надежности и иметь схемы для своевременного за­вершения дневной обработки при возникновении непредви­денных обстоятельств.

8. Система должна обеспечивать осуществление платежей в со­ответствии с условиями рынка и потребностями экономики.

9. Система должна иметь объек­тивные и открытые для обще­ственности критерии участия, обеспечивающие честный и от­крытый доступ.

10. Управление системой должно быть эффективным, прозрач­ным и подотчетным.

Применение данных принци­пов, по мнению специалистов Ко­митета по платежным и расчетным системам, должно опираться на следующие требования:

· Центральный банк должен иметь четко определенные зада­чи функционирования платеж­ных систем, а также открыто заявить о своей роли и об основ­ных направлениях проводимой политики в области платежных систем;

· являясь оператором платежных систем, центральный банк дол­жен обеспечивать, их нахождение в соответствии с вы­ше перечисленными основными принципами;

· центральный банк обязан осу­ществлять надзор за соответст­вием частных платежных сис­тем основным принципам и иметь возможности для осуще­ствления подобного надзора;

· обеспечивая надежность и эф­фективность платежных сис­тем, для центрального банка важно сотрудничество с други­ми центральными банками, а также учреждениями, имею­щими соответствующие полно­мочия, отечественными и зару­бежными структурами.

Национальный банк Республики Беларусь в соответствии с дейст­вующим законодательством зани­мает особое место в Национальной платежной системе (НПС). Он не только является владельцем и опе­ратором системно важной состав­ляющей НПС – Автоматизирован­ной системы межбанковских рас­четов нашей страны (АС МБР), но также координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том чис­ле клиринговые системы, и уста­навливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Организация межбанковских расчетов – основное назначе­ние платежной системы. Существует два варианта совершения платежей: централизованный, через корреспондентские счета в центральном (для Беларуси – Национальном) банке, и децен­трализованный, через систему взаимных корреспондентских счетов, открываемых банками друг другу, в том числе и в бан­ках за границей. Централизованный порядок совершения пла­тежей преобладает и реализуется на базе автоматизированной системы межбанковских расчетов (АС МБР).

В Беларуси прием электронных платежных документов осуществ­ляется независимо от остатка средств на корреспондентском сче­те банка на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операци­онного дня.

Национальный банк Республики Беларусь несет ответственность за организацию межбанковских расчетов, управле­ние системой межбанковских рас­четов и их проведение по коррес­пондентским счетам, а также воз­мещает убытки от деятельности Республиканского унитарного предприятия «Белорусский меж­банковский расчетный центр» (РУП БМРЦ) в пользу банков, если РУП БМРЦ не сможет выполнить свои финансовые обязательства.

РУП БМРЦ явля­ется центром обработки информа­ции, предоставляет транспортную сеть для обмена данными, контро­лирует потоки сообщений и несет ответственность за обеспечение конфиденциальности и целостнос­ти информации при оказании ус­луг участникам АС МБР, а также за защиту целостности программ­ного и технического обеспечения АС МБР.

Национальный банк несет ответственность перед банками – участниками АС МБР за организацию расчетов по корре­спондентскому счету в соответствии с правилами, принятыми в АС МБР.

Все возникающие между участниками АС МБР кон­фликтные ситуации разрешаются путем переговоров. В случае, если стороны не урегулировали кон­фликт, создается согласительная комиссия, в состав которой входят представители заинтересованных сторон и Национального банка Рес­публики Беларусь, а при необходи­мости – независимые эксперты. Решение согласительной комиссии является обязательным для испол­нения конфликтующими сторона­ми.

Для поддержания текущей лик­видности банков в целях обеспече­ния бесперебойного проведения межбанковских расчетов Нацио­нальным банком Республики Бела­русь предоставлено право исполь­зования банками части средств фонда обязательных резервов, де­понированных от привлеченных ресурсов в белорусских рублях, в пределах установленных лимитов.

Национальный банк для преду­преждения возникновения в систе­ме валовых расчетов в режиме реального времени системного риска имеет право применять механизм минимизации количества плате­жей, находящихся в очереди ожи­дания средств. Этот механизм под­разумевает обработку платежей на основе специального алгоритма (многосторонний клиринг) в преде­лах доступных средств на корреспондентских счетах банков.

Составляющие системы АС МБР – система BISS и клиринговая система прочих пла­тежей – работают на условиях внутридневной окончательности расчетов. BISS работает на принци­пах RTGS. В клиринговой системе используется алгоритм многосто­роннего неттинга с окончательнос­тью расчета –5 раз в день. Не про­веденные в течение операционного в АС МБР платежи автоматически аннулируются. Систе­мы с многосторонним петтингом подвержены риску: кто-либо из участников не сможет выполнить свои расчетные обязательства и тем самым это повлияет на возник­новение у других участников нео­жиданных затруднений в отноше­нии кредитоспособности и ликвидности в момент расчета. Для сни­жения степени этого риска в стан­дартах Ламфалусси оговорено, что неттинговая система, как мини­мум, должна быть в состоянии вы­держать неплатежеспособность од­ного крупнейшего чистого дебито­ра. В то же время системы, удовле­творяющие лишь этому минималь­ному требованию, наиболее под­вержены риску: неплатежеспособ­ными окажутся два и более круп­ных дебитора.

В клиринговой составляющей АС МБР риск неплатежеспособнос­ти участников минимизирован за счет предварительного резервиро­вания средств на корреспондент­ском счете, чистые дебетовые пози­ции рассчитываются с условием, что они не будут превышать суммы резерва. Однако существует риск, что один или несколько крупных дебиторов откажутся от выполне­ния своих обязательств после того, как их платежи поступили в обра­ботку, что, в свою очередь, может вызвать проблемы с ликвидностью у других участников системы. В этом случае необходимо учитывать тот факт, что основные принципы разрабатывались для так называе­мых системно важных платежных систем (т. е. для тех, которые могут создать возможность возникнове­ния системного кризиса). Через клиринговую систему проводится около 9% прочих пла­тежей по сумме от общего объема платежей, и выход этой системы из строя не может вызвать существенных про­блем.

Расчетные активы, используемые системой, обеспечивают небольшой или вообще никакого риска для их держателя. Расчетный актив – это актив, ко­торый участники системы перево­дят между собой с целью урегулирования обязательств по платежам. Поскольку все участники системы должны быть держателями расчетного актива, надежность си­стемы частично зависит от того, вызывает ли этот актив существен­ный кредитный риск для его дер­жателя. Расчет по счетам в цент­ральном банке в национальной ва­люте не представляет подобного кредитного риска. Следовательно, остатки на счетах в центральном банке являются наиболее приемле­мым расчетным активом, и они обычно используются в системно важных платежных системах.

Межбанковские расчеты в на­циональной валюте осуществляются только через корреспондентские счета, открытые в Национальном банке. Для включения в состав участников АС МБР открытие такого счета является обязательным условием.

В нашей стране деятельность Национального банка и банков при осуществлении ими расчетов через АС МБР регулируется зако­нодательством и нормативными актами: Банковским кодексом Рес­публики Беларусь, Законом "Об электронном документе", Прави­лами осуществления межбанков­ских расчетов и Инструкцией по организации функционирования Автоматизированной системы межбанковских расчетов Респуб­лики Беларусь.

При проведении межбанков­ских расчетов правоотношения между Национальным банком Рес­публики Беларусь и банками регу­лируются договорами корреспон­дентского счета. Правоотношения банков и их клиентов в осуществле­нии расчетов регулируются догово­рами на расчетно-кассовое обслуживание между банком и клиентами. Правоотношения, возникающие между Национальным банком и банками, между банками при проведении межбанковских расче­тов, а также между банками и кли­ентами в рамках заключенных договоров на расчетно-кассовое обслуживание, регулируются по­становлением Правления Нацио­нального банка Республики Бела­русь «Об ответственности за нару­шение расчетных операций».

Безналичные расчеты в форме банковского перевода между субъ­ектами хозяйствования регламен­тируются Инструкцией о банковском переводе от 29.03.2001 № 66.

Задачи, функции, права и обязанности сторон по организации и обеспечению проведения межбан­ковских расчетов отражены в со­глашении между Националь­ным банком и РУП БМРЦ об орга­низации проведения межбанков­ских расчетов через АС МБР и в до­говоре между РУП БМРЦ и бан­ком-участником на оказание услуг по обеспечению проведения меж­банковских расчетов через АС МБР.

Применение средств криптогра­фической защиты информации при проведении межбанковских расчетов через АС МБР регулиру­ется соглашением о применении средств криптографической защи­ты в АС МБР.

В целом правовая база, регла­ментирующая работу платежной системы Республики Беларусь отвечает требованиям ее функционирования.

Платежная система обеспечивает высокую степень за­щиты и операционной надежности и имеет схемы для своевре­менного завершения дневной обработки при возникновении непредвиденных обстоятельств.

В АС МБР в соот­ветствующем состоянии поддержи­ваются все необходимые для на­дежного и безопасного функциони­рования этой системы компонен­ты, а именно:

- проводится дублирование всех ПТК, ответственных за работо­способность системы; разработан и эксплуатируется программно-технический ком­плекс резервного ввода инфор­мации (применяется в случае операционных сбоев у основ­ных участников);

- проводятся организационные мероприятия и имеется план восстановления работы систе­мы в случае чрезвычайных об­стоятельств;

- обеспечена полная сохранность информации;

- ограничено право доступа к сис­темам обработки платежей;

- идентифицируется подпись и контролируется целостность платежного документа;

- осуществляется контроль за проведением операций;

- немедленно передается информация о попытке несанкционированного доступа в систему.

Система информационной безо­пасности АС МБР отвечает прин­ципам ISO 7498/2: 1989 Infor­mation processing systems – Open Systems Interconnection – Basic Reference Model – Part 2: Security Architecture и обеспечивает кон­фиденциальность, целостность и доступность ресурсов, а также ус­луг системы.

Получить доступ к АС МБР и стать ее основным участником мо­гут банки и небанковские кредит­но-финансовые организации. Все требования, необходимые для по­лучения доступа, а также крите­рии исключения из состава участ­ников изложены в Инструкции по организации функционирования АС МБР и являются общедоступными.

В соответствии с действующим законодательством Нацбанк Республики Беларусь осуществляет непрерывный мониторинг и управление АС МБР. Полномочия Национального банка, участ­ников АС МБР и РУП БМРЦ также закреплены законодательно. Реше­ния по управлению АС МБР явля­ются предсказуемыми, информа­ция о них своевременно поступает к участникам системы со всеми не­обходимыми комментариями. Прозрачность системы обес­печивается правилами бухгалтер­ского учета и правилами осуществ­ления расчетов.

Стан­дарты, методы проектирования и эксплуатации платежных сис­тем постоянно совершенствуют­ся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: