ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных проблем экономики в настоящее время является стабилизация платежной системы. Эффективная платежная система необходима для экономического развития государства, она способствует повышению экономической активности, должна минимизировать задержки в платежах, сокращать операционные издержки, банковский и коммерческий риски.
Для сельскохозяйственных предприятий в современных условиях остро стоит проблема неплатежей. Из-за нарушения кругооборота денежных и материальных потоков нарушается ритм производства, задерживаются сроки выдачи заработной платы работникам, снижается их жизненный уровень, колхозы и совхозы не могут вовремя рассчитаться с бюджетом, внебюджетными фондами, погасить кредиты банка. Задержка платежей в одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях их деятельности. Платежная система и её составная часть – безналичные – расчеты постоянно совершенствуется, появляются новые их формы, которые могут эффективно использоваться на практике. Поэтому правильная организация расчетных взаимоотношений имеет для сельскохозяйственных предприятий огромное значение.
В связи с этим умение владеть вопросами правильной организации безналичных расчетов, взаимоотношений с банковской системой руководителями и специалистами организаций АПК позволит эффективнее осуществлять хозяйственную деятельность, правильно использовать формы безналичных расчетов, сокращать размеры дебиторской и кредиторской задолженности.
Платежная система – это совокупность законодательно регулируемых элементов, обеспечивающих совершение платежей между сторонами в процессе выполнения ими своих обязательств. Она формирует всю совокупность безналичного денежного оборота при помощи особых инструментов и методов по установленным в данном государстве правилам.
Устойчивая и быстродействующая платежная система, обеспечивающая потребности банков, экономических институтов, субъектов хозяйствования в проведении расчетов, – необходимая предпосылка эффективного функционирования экономики страны.
Платежные системы разных стран существенно отличаются друг от друга, поскольку государства находятся на различных уровнях экономического развития, имеют особенности в банковском законодательстве и платежных обычаях. Платежная система Республики Беларусь также обладает как общим для систем содержанием, так и некоторыми индивидуальными признаками его выражения. Современная платежная система Республики Беларусь сформировалась в конце 90-х годов, что позволило в полной мере использовать накопленный позитивный опыт других стран и учесть обязательные для ее успешного функционирования требования и принципы. Дальнейшее развитие платежной системы должно происходить в соответствии с Концепцией развития национальной платежной системы Республики Беларусь, принятой Национальным банком в марте 1999 г. и отвечающей требованиям Комитета по платежным и расчетным системам Базельского банка международных расчетов.
Платежная система страны называется национальной платежной системой (НПС) и рассматривается как сложное комплексное образование, подчиненное единым задачам и принципам функционирования, включающее ряд взаимосвязанных составляющих, которые осуществляют весь безналичный денежный оборот и часть наличного денежного оборота в процессе совершения платежей. НПС отражает платежный оборот как внутри одного банка, так и межбанковский, при этом условия и порядок платежей являются едиными, соответствующими принципам и правилам всей платежной системы.
В нашей республике процесс построения Национальной платежной системы (НПС) в основном завершен и она соответствует общепринятым в международной практике стандартам, принципам и методам построения платежных систем, сформулированным в докладе рабочей группы при Комитете по платежным и расчетным системам Базельского банка международных расчетов:
1. Система должна иметь хорошо обоснованную правовую базу.
2. Действующие в системе правила и процедуры должны давать ее участникам четкое понимание о воздействии системы на каждый из финансовых рисков, которым они подвергаются, участвуя в ней.
3. Система должна иметь четко установленные процедуры управления кредитными рисками и рисками ликвидности, которые определяют соответствующую ответственность оператора и участников системы, побуждающие к управлению этими рисками и к их сдерживанию.
4. Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет, как минимум, к концу дня валютирования.
5. Система, в которой осуществляются многосторонние неттинговые расчеты, должна, как минимум, обеспечивать своевременное завершение дневных расчетов в случае невозможности проведения расчета участником с самым крупным единичным расчетным обязательством.
6. Расчетные активы, используемые системой, должны обеспечивать небольшой риск или вообще никакого риска для их держателя.
7. Система должна обеспечивать высокую степень защиты и операционной надежности и иметь схемы для своевременного завершения дневной обработки при возникновении непредвиденных обстоятельств.
8. Система должна обеспечивать осуществление платежей в соответствии с условиями рынка и потребностями экономики.
9. Система должна иметь объективные и открытые для общественности критерии участия, обеспечивающие честный и открытый доступ.
10. Управление системой должно быть эффективным, прозрачным и подотчетным.
Применение данных принципов, по мнению специалистов Комитета по платежным и расчетным системам, должно опираться на следующие требования:
· Центральный банк должен иметь четко определенные задачи функционирования платежных систем, а также открыто заявить о своей роли и об основных направлениях проводимой политики в области платежных систем;
· являясь оператором платежных систем, центральный банк должен обеспечивать, их нахождение в соответствии с выше перечисленными основными принципами;
· центральный банк обязан осуществлять надзор за соответствием частных платежных систем основным принципам и иметь возможности для осуществления подобного надзора;
· обеспечивая надежность и эффективность платежных систем, для центрального банка важно сотрудничество с другими центральными банками, а также учреждениями, имеющими соответствующие полномочия, отечественными и зарубежными структурами.
Национальный банк Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством занимает особое место в Национальной платежной системе (НПС). Он не только является владельцем и оператором системно важной составляющей НПС – Автоматизированной системы межбанковских расчетов нашей страны (АС МБР), но также координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том числе клиринговые системы, и устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.
Организация межбанковских расчетов – основное назначение платежной системы. Существует два варианта совершения платежей: централизованный, через корреспондентские счета в центральном (для Беларуси – Национальном) банке, и децентрализованный, через систему взаимных корреспондентских счетов, открываемых банками друг другу, в том числе и в банках за границей. Централизованный порядок совершения платежей преобладает и реализуется на базе автоматизированной системы межбанковских расчетов (АС МБР).
В Беларуси прием электронных платежных документов осуществляется независимо от остатка средств на корреспондентском счете банка на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня.
Национальный банк Республики Беларусь несет ответственность за организацию межбанковских расчетов, управление системой межбанковских расчетов и их проведение по корреспондентским счетам, а также возмещает убытки от деятельности Республиканского унитарного предприятия «Белорусский межбанковский расчетный центр» (РУП БМРЦ) в пользу банков, если РУП БМРЦ не сможет выполнить свои финансовые обязательства.
РУП БМРЦ является центром обработки информации, предоставляет транспортную сеть для обмена данными, контролирует потоки сообщений и несет ответственность за обеспечение конфиденциальности и целостности информации при оказании услуг участникам АС МБР, а также за защиту целостности программного и технического обеспечения АС МБР.
Национальный банк несет ответственность перед банками – участниками АС МБР за организацию расчетов по корреспондентскому счету в соответствии с правилами, принятыми в АС МБР.
Все возникающие между участниками АС МБР конфликтные ситуации разрешаются путем переговоров. В случае, если стороны не урегулировали конфликт, создается согласительная комиссия, в состав которой входят представители заинтересованных сторон и Национального банка Республики Беларусь, а при необходимости – независимые эксперты. Решение согласительной комиссии является обязательным для исполнения конфликтующими сторонами.
Для поддержания текущей ликвидности банков в целях обеспечения бесперебойного проведения межбанковских расчетов Национальным банком Республики Беларусь предоставлено право использования банками части средств фонда обязательных резервов, депонированных от привлеченных ресурсов в белорусских рублях, в пределах установленных лимитов.
Национальный банк для предупреждения возникновения в системе валовых расчетов в режиме реального времени системного риска имеет право применять механизм минимизации количества платежей, находящихся в очереди ожидания средств. Этот механизм подразумевает обработку платежей на основе специального алгоритма (многосторонний клиринг) в пределах доступных средств на корреспондентских счетах банков.
Составляющие системы АС МБР – система BISS и клиринговая система прочих платежей – работают на условиях внутридневной окончательности расчетов. BISS работает на принципах RTGS. В клиринговой системе используется алгоритм многостороннего неттинга с окончательностью расчета –5 раз в день. Не проведенные в течение операционного в АС МБР платежи автоматически аннулируются. Системы с многосторонним петтингом подвержены риску: кто-либо из участников не сможет выполнить свои расчетные обязательства и тем самым это повлияет на возникновение у других участников неожиданных затруднений в отношении кредитоспособности и ликвидности в момент расчета. Для снижения степени этого риска в стандартах Ламфалусси оговорено, что неттинговая система, как минимум, должна быть в состоянии выдержать неплатежеспособность одного крупнейшего чистого дебитора. В то же время системы, удовлетворяющие лишь этому минимальному требованию, наиболее подвержены риску: неплатежеспособными окажутся два и более крупных дебитора.
В клиринговой составляющей АС МБР риск неплатежеспособности участников минимизирован за счет предварительного резервирования средств на корреспондентском счете, чистые дебетовые позиции рассчитываются с условием, что они не будут превышать суммы резерва. Однако существует риск, что один или несколько крупных дебиторов откажутся от выполнения своих обязательств после того, как их платежи поступили в обработку, что, в свою очередь, может вызвать проблемы с ликвидностью у других участников системы. В этом случае необходимо учитывать тот факт, что основные принципы разрабатывались для так называемых системно важных платежных систем (т. е. для тех, которые могут создать возможность возникновения системного кризиса). Через клиринговую систему проводится около 9% прочих платежей по сумме от общего объема платежей, и выход этой системы из строя не может вызвать существенных проблем.
Расчетные активы, используемые системой, обеспечивают небольшой или вообще никакого риска для их держателя. Расчетный актив – это актив, который участники системы переводят между собой с целью урегулирования обязательств по платежам. Поскольку все участники системы должны быть держателями расчетного актива, надежность системы частично зависит от того, вызывает ли этот актив существенный кредитный риск для его держателя. Расчет по счетам в центральном банке в национальной валюте не представляет подобного кредитного риска. Следовательно, остатки на счетах в центральном банке являются наиболее приемлемым расчетным активом, и они обычно используются в системно важных платежных системах.
Межбанковские расчеты в национальной валюте осуществляются только через корреспондентские счета, открытые в Национальном банке. Для включения в состав участников АС МБР открытие такого счета является обязательным условием.
В нашей стране деятельность Национального банка и банков при осуществлении ими расчетов через АС МБР регулируется законодательством и нормативными актами: Банковским кодексом Республики Беларусь, Законом "Об электронном документе", Правилами осуществления межбанковских расчетов и Инструкцией по организации функционирования Автоматизированной системы межбанковских расчетов Республики Беларусь.
При проведении межбанковских расчетов правоотношения между Национальным банком Республики Беларусь и банками регулируются договорами корреспондентского счета. Правоотношения банков и их клиентов в осуществлении расчетов регулируются договорами на расчетно-кассовое обслуживание между банком и клиентами. Правоотношения, возникающие между Национальным банком и банками, между банками при проведении межбанковских расчетов, а также между банками и клиентами в рамках заключенных договоров на расчетно-кассовое обслуживание, регулируются постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь «Об ответственности за нарушение расчетных операций».
Безналичные расчеты в форме банковского перевода между субъектами хозяйствования регламентируются Инструкцией о банковском переводе от 29.03.2001 № 66.
Задачи, функции, права и обязанности сторон по организации и обеспечению проведения межбанковских расчетов отражены в соглашении между Национальным банком и РУП БМРЦ об организации проведения межбанковских расчетов через АС МБР и в договоре между РУП БМРЦ и банком-участником на оказание услуг по обеспечению проведения межбанковских расчетов через АС МБР.
Применение средств криптографической защиты информации при проведении межбанковских расчетов через АС МБР регулируется соглашением о применении средств криптографической защиты в АС МБР.
В целом правовая база, регламентирующая работу платежной системы Республики Беларусь отвечает требованиям ее функционирования.
Платежная система обеспечивает высокую степень защиты и операционной надежности и имеет схемы для своевременного завершения дневной обработки при возникновении непредвиденных обстоятельств.
В АС МБР в соответствующем состоянии поддерживаются все необходимые для надежного и безопасного функционирования этой системы компоненты, а именно:
- проводится дублирование всех ПТК, ответственных за работоспособность системы; разработан и эксплуатируется программно-технический комплекс резервного ввода информации (применяется в случае операционных сбоев у основных участников);
- проводятся организационные мероприятия и имеется план восстановления работы системы в случае чрезвычайных обстоятельств;
- обеспечена полная сохранность информации;
- ограничено право доступа к системам обработки платежей;
- идентифицируется подпись и контролируется целостность платежного документа;
- осуществляется контроль за проведением операций;
- немедленно передается информация о попытке несанкционированного доступа в систему.
Система информационной безопасности АС МБР отвечает принципам ISO 7498/2: 1989 Information processing systems – Open Systems Interconnection – Basic Reference Model – Part 2: Security Architecture и обеспечивает конфиденциальность, целостность и доступность ресурсов, а также услуг системы.
Получить доступ к АС МБР и стать ее основным участником могут банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Все требования, необходимые для получения доступа, а также критерии исключения из состава участников изложены в Инструкции по организации функционирования АС МБР и являются общедоступными.
В соответствии с действующим законодательством Нацбанк Республики Беларусь осуществляет непрерывный мониторинг и управление АС МБР. Полномочия Национального банка, участников АС МБР и РУП БМРЦ также закреплены законодательно. Решения по управлению АС МБР являются предсказуемыми, информация о них своевременно поступает к участникам системы со всеми необходимыми комментариями. Прозрачность системы обеспечивается правилами бухгалтерского учета и правилами осуществления расчетов.
Стандарты, методы проектирования и эксплуатации платежных систем постоянно совершенствуются.