В русском изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм. В знак протеста против академического стиля, насаждаемого Академией художеств, группа молодых художников во главе с И.Н.Крамским оставили стены академии, организовав в 1863 г. «Артель художников», а затем, в начале 70-х гг., «Товарищество передвижных выставок». В число «передвижников», как их стали называть, вошли И.Н.Крамской, А.И.Ку-инджи, В.И.Суриков, В.М. и А.М.Васнецовы, И.И.Шишкин, Н.А.Ярошен-ко, И.И.Левитан, В.Г.Перов, В.Д.Поленов, И.Е.Репин и др. В своих картинах они обращались к изображению повседневной российской жизни, ее социальных устоев, во многом обличая общественные порядки России. В стремлении донести до публики правду жизни, они часто обращались к прошлому Российского государства, опирались на народный эпос. Таковы полотна братьев Васнецовых, Сурикова, Перова, Репина. Одной из любимых тем «передвижников» было изображение российской природы. Они сумели удивительно ярко раскрыть всю ее красоту и великолепие. Таковы полотна Саврасова, Шишкина, Левитана.
Важное место в истории русского изобразительного искусства занимает творчество художника-баталиста В.В.Верещагина (1842-1904). Неутомимый путешественник, Верещагин много ездил по России, посещал Кавказ, Крым, страны Западной Европы, Туркестан, Индию. Он участвовал в походах русских войск, а в 1877-1878 гг. принял участие в русско-турецкой войне. Его путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы.
Одним из лучших живописцев-маринистов XIX в. считается И.К.Айвазовский (1817-1900), большую часть своей жизни проведший в г. Феодосия в Крыму. Будучи одним из самых богатых художников России, он очень много сделал для благоустройства своего родного города. Так, в 1880 г. на его деньги было построено здание феодосийской картинной галереи, ставшей первой публичной художественной галереей в провинции. Успехам русского изобразительного искусства немало способствовал известный коллекционер и меценат П.М.Третьяков, приобретавший для своей галереи лучшие произведения российских художников, которые затем передал в дар Москве. На основе его коллекции была организована Третьяковская галерея, являющаяся сегодня одним из крупнейших Собраний произведений русских художников конца XVIII — начала XX вв.
Скульптура Монументальная русская скульптура обогатилась в 60—80-е гг. XIX в. памятниками «Тысячелетие России», поставленным в 1862 г. в Новгороде по проекту скульптора М.О.Микеши на, и А.С.Пушкину в Москве, созданным по проекту А.М.Опекушина (1880). Не менее известным скульптором был М.М.Антокольский, по своим взглядам близкий к передвижникам. Он создал ряд замечательных скульптур русских исторических деятелей, таких, как «Ермак», «Нестор-летописец», «Иван Грозный», «Петр I».
Архитектура Бурный экономический рост явился причиной начала бурного градостроительства. Теперь облик городов стали определять не дворцы знати и состоятельных слоев населения, а банки, вокзалы, магазины, доходные дома. Именно поэтому для второй половины XIX в. характерно разнообразие архитектурных стилей, расширение применения новых материалов — бетона, стекла, металла. Однако постепенно в архитектуре стал преобладать так называемый «русский стиль». Свое отражение он нашел в работах архитекторов В.О.Шервуда — автора проектов здания Исторического музея и Памятника героям Плевны в Москве, Д.Н.Чичагова — создателя проекта здания Московской городской думы, А.Н.Померанцева архитектора Верхних торговых рядов в Москве.