Памятники архитектуры

Восточное и западное искусство, в т. ч. и архитектура, имели основной источник – эллинистическое искусство. Изучение архитектурных памятников связанно с историей искусства, датировкой зданий по стилю, идеологией (каждый стиль, отдельный элемент, символ олицетворяли идею). Здания строились как модель мироздания, модель культурного (человеческого мира, либо города «града») в отличие от природного (стихийного) мира. Крестьянское жилище (3 уровня – 3 мира).

Два типа конструкций – балочно-стоечный (каркасное строение) и арочный (пещера, шалаш, жилище кочевых народов).

Древность. Натуфинская культура и другие (свод), Чатал-Гуюк (балочные). В древнейших государстах Двуречья, Египта и Индии (кроме оросительных систем), встречаются водопровод и канализация.

Для государств Двуречья с древности были характерны следующие архитектурные традиции. Основные стройматериалы – кирпич-сырец, кирпич обожжённый, облицовочный (глазурованный) кирпич. Основа конструкций мощные многометровые стены, внешняя сторона которых расчленялась выступами, а верхняя имела зубчатое завершение. Иногда внешние стены облицовывали глазурованным кирпичём (орнамент, животные). В Двуречье чаще применялись сводчатые перекрытия, хотя известны и балочно-стоечные (колонны, стены). В Египте чаще основу конструкций составляли столбы. В Двуречье – многие дворцы и общественные здания типа зиккурата – высокого ступенчатого строения (верхняя ступень – храм или обсерватория для астрономических наблюдений). Структура города сложилась именно в этот период. В центральной укреплённой части располагались: дворец правителя, храмы, общественные здания. Развивается регулярная улично-квартальная застройка перпендикулярно пересекающихся улиц. Многие города (в т. ч. Вавилон) были прямоугольными в плане с центральным храмом Мардука (Вавилонская башня) в центре на возвышенности. Помещения во дворцах были длинной до 50 метров, но шириной 6 метров – так как технология сводчатых перекрытий не позволяла более. Освещение – через отверстия в сводах.

Жилые усадьбы горожан были квадратными или прямоугольными в плане, с внутренним двориком, жилыми и хозяйственными строениями по периметру вокруг дворика. Существовали уже и двухэтажные дома (традиционная схема ставшая позднее распространённой).

В Египте в отличии от Двуречья своды использовались реже, в основном здесь были балочные конструкции на стенах, колоннах и пилонах (квадратные в сечении колонны):каменные колонны и каменные балки и плиты перекрытия. Здесь больше использовался камень, чем глина. Колонны были как монолитными, так и составными, квадратными, многогранными, имитация связок стеблей папируса (прямых или свёрнутых в жгут), иногда имелись каннелюры (вертикальные желобки), базы колонн, капители в виде цветков папируса, лотоса, пальмовых листьев или голов богов (чаще богини плодородия Хатор). Колонны происходят из деревянных столбов, либо вертикально поставленных каменных столбов.

Для архитектуры Египта характерна осевая симметрия в планировке сооружений или целых комплексов (в т. ч. пирамиды). Главные фасады часто имели наклонные стены, – видимо, традиция, сохранившаяся со времён сводчатых глинобитных конструкций. За фасадным пилоном следовал квадратный двор перистиль с колоннами. Потом следовал гипостиль – колонный зал, освещённый сверху через просветы между уровнями перекрытий.

Пирамиды были и ступенчатыми и усечёнными, в т. ч. мастабы (мастаба – арабское «скамья»). Возможно, пирамиды возникли в результате ступенчатой надстройки мастаб.

При строительстве кроме камня применялся сырцовый и обожжённый кирпич. В жилых домах применялись балочно-стоечные конструкции (столбы и колонны). Усадьбы были с внутренним двориком и глухими стенами.

Ближний Восток. В Малой Азии (Хеттское государство, Ликия, Кария, Лидия) в основе многих конструкций лежит деревянная колонна на каменном основании (базе). Для Финикии характерен синкретизм в элементах и технологиях (контакты). Финикийцы изобрели капитель с волютами (спирали), которая была потом воспринята античными греками, как образец для ионической капители. Для Персии характерны небольшие, квадратные в плане храмы из камня, с зубчатыми завершениями, похожие на башни. Дворцы царей и знати – балочно-стоечные конструкции на колоннах. Колонны имели капители со скульптурными изображениями животных (двух быков и др.). Балки и перекрытия создавались, в основном, из дерева. Колонны имели каннелюры.

Для Индии характерно разнообразие материала (камень, глина, дерево, бамбук). Из бамбука сооружались круглые в плане постройки (даже храмы), которые потом строились и из других материалов. Схема индийского храма – это деление на четыре двора с воротами в четыре стороны света. В центре располагалось святилище (символ земли, центра или вершины мира) окружённое бассейнами (океан) и стенами (горы). Создавались скальные конструкции с залами из нескольких нефов, рельефами, коридорами и кельями монахов. Интересна конструкция «ступа» - сводчатая конструкция (купол) возникшая из простого холмообразного надгробия (возможно кургана). Сначала это были небольшие надгробные сооружения в виде купола из камня или кирпича с внутренними помещениями. Символ со временем стал обозначать перевёрнутую миску (ступку) Будды для подаяний. Так стали купольные храмы.

В Древнем Китае уже с 1 тыс. до. н. э. стали строить пагоды – многоярусные башни из бамбука или кирпича с выступающими крышами (прогнутые крыши с приподнятыми углами). Материалы: бамбук, дерево, тростник, глина, терракота, фаянс, фарфор. Пагоды, видимо, устойчивы в случае землетрясений. Уже тогда в Китае появились садово-парковые комплексы с дворцами, бассейнами, садами, парками вписывающиеся в природные ландшафты. В Японии прослеживается влияние Китая. Встречаются пагоды с центральной колонной (для устойчивости в случае землетрясения).

Античность. В Минойский период было распространено сооружение с «мегароном». Это центральный прямоугольный зал дома, дворца, храма поддерживаемый обычно 4 колоннами. От мегарона позднее начинается развитие греческого храма. Существовали многоэтажные дворцы. В Микенский период в центре мегарона располагался очаг. В гробницах микенской культуры известны ложные купола и ложные своды (каждый высший ряд кирпичей в кладке выступает над низшим). В сооружениях использовались в основном балочно-стоечные конструкции: стены, пилоны и колонны (3 частные: база, ствол и капитель). Колонна иногда сужалась к низу. Весь груз стены над входом должен был давить не на балку (каменную плиту) а на стойки. Эта проблема решалась с помощью треугольного отверстия в этой стене или треугольной плиты поверх балки.

В античной Греции основой строения стал микенский мегарон. Ранние храмы строились из сырцового кирпича и перерывались деревянной двускатной крышей. Часто колонны тоже были деревянными. В ранний период до 5 в. до. н. э. сформировалась планировочная схема, которая легла в основу последующих сооружений. Все пропорции храмов рассчитывались специально. Основной объём храма был окружён колоннадой. Каменную кладку возводили сухим способом без раствора. Конструкция усиливалась деревянными или металлическими шипами, скобами или шпонками внутри стены. Стены облицовывались каменными плитами.

Всё внутреннее пространство храма делилось колоннами на три нефа. В центральном - располагались алтарь и статуя божества. Кроме прямоугольных храмов иногда строились круглые (центрические) – «периптеры».

Постепенно сложилось три архитектурных стиля (ордера) культового (храмы), дворцового (дворцы, арки) и гражданского для строительства (общественные здания, государственные органы управления, театры, спортивные сооружения, рынки, бани).

Дорический (дорийцы, с 6 в.) – наиболее ранний, простой, строгий, массивный, суровый (грубый) геометрически стиль. Размеры отдельных частей и элементов храма рассчитывались из общих размеров храма. Для дорического ордера характерны такие признаки: храм располагался на трёхступенчатом основании – «крепиде» (не для хождения людей), сплошной ряд мощных, приземистых, напоминающих мужскую фигуру, слегка конических, колонн без базы, прорезанных каннелюрами (с небольшим углублением – как грани), установленных на небольшом расстоянии друг от друга, обеспечивая надёжность положенных на них таких же мощных блоков. Двускатная крыша имела небольшой уклон. На треугольном фронтоне обычно располагались скульптуры или рельефы. Раскраска применялась, но не яркая. Декора мало.

Ионический (ионийцы, стиль сформировался в Малой Азии с 5 в.). Более лёгкий стиль, стройные колонны, напоминающие женскую фигуру, с базой, стволом, прорезанными вертикальными желобками – каннелюрами (большее углубление). Капитель состоит из двукратных завитков – волют. Яркая раскраска, обилие декора. Часто элементы ионического и дорического стиля смешивались. Скульптура и рельефы.

Коринфский (окончательно сложился в римский период) – высокая колонна с базой, стволом, каннелюрами, пышной четырехсторонней капителью состоящей из рядов листьев аканфа (аканта) и небольших волют. Декор, рельеф, роспись. Ещё два ордера: композитный (сложный) римский схожий с коринфским и ионическим и тосканский – с дорическим и этрусской архитектурой (период ренессанса – возрождения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: