Документы советского периода
Мемуары
Воспоминания участников тех или иных событий – важный источник в краеведческой работе. Это сведения которых ни где более нет (и биографические и о событиях). С др. ст. – часто можно специально опрашивать участников различных событий и записывать их рассказы.
Обилие документов. Документы органов власти. Предприятий. Организаций. Учреждений. Ведомств. НИ учреждений и учебных заведений, общественных организаций. Важны также статистические источники.
Создание школьного музея соответствует современным тенденциям развития культуры: возрастающий интерес к истории; к охране памятников истории, культуры, археологии; к коллекционированию различных древних и старинных предметов. Поэтому создание музеев, в том числе, школьных, стоит в одном ряду с этими процессами. В школьном музее учебно-воспитательная работа соединяется с научной. Школьный музей связан с другими формами школьного краеведения: экскурсиями, факультативами, кружками, клубами, олимпиадами, конференциями по истории, краеведческо-туристическими походами, экспедициями, слётами.
|
|
Школьные музеи имеют свои особенности:
1. Они рассчитаны, в основном, на школьников и на проведение занятий, если необходимо – в музее. Музей должен быть приспособлен для занятий.
2. Создаются при непосредственном участии школьников
3. Создаются в воспитательных и учебных целях
Более широкими функциями школьные краеведческие музеи обладают там, где отсутствуют государственные и другие, в том числе, краеведческие музеи.
Школьный музей – это научно-систематизированное собрание, предназначенное для показа различных памятников (предметов документов - подлинников) или их коллекций в учебно-воспитательных целях. По основному признаку (собирание коллекций памятников - подлинников) школьный музей не отличается от других музеев. Он отличается по научному уровню предметов и коллекций (ниже).
По профилю школьные музеи могут быть различными:
– исторические (общеисторические, археологические, этнографические, тематические)
– искусствоведческие (художественные)
– литературные
– музыкальные
– геологические и географические
– биологические
– научно-технические
– комплексные (по профилю) краеведческие
Выбор профиля музея определяется задачами учебно-воспитательной работы, общественными потребностями, интересами коллектива, его отдельных представителей (активистов – преподавателей и учащихся).
Целесообразно создание музеев такого профиля, когда существует реальная возможность собирать предметы – подлинники. Иначе это будет не музей. Например, создавать художественный музей невозможно, используя репродукции, как основной материал. Репродукции являются – вспомогательным материалом.
|
|
Наиболее реально создавать музеи:
– исторические
– краеведческие
– мемориальные (посвящённые какому-либо событию, личности, явлению, организации)
– один из вариантов музеи истории школы
Удобнее всего создавать школьные краеведческие музеи широкого профиля, где представлена историческая, археологическая, этнографическая, географическая, геологическая, биологическая и научно-техническая тематика.
В школьном краеведческом музее могут быть представлены такие неисторические разделы:
– География, климат, почва (переход к следующему –)
– Геология, минералогия и палеонтология (переход к следующему –)
– Животный и растительный мир
– Край в наше время (культура (искусство, литература, музука), экономика, политика)
Отдельные разделы могут появляться в музее по мере накопления материала.