Сущность менеджмента. Необходимость и пути его совершенствования. Школы научного управления
Основы менеджменты. История менеджмента
ЛИТЕРАТУРА
1.Исаев И.А. История Отечества. Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997.
2.Мунчаев Ш.М. Отечественная история. Учебник. М.: ЮНИТИ, 1998.
3.Радугин А.А. История России. Курс лекций. М.: ЦЕНТР, 1997.
4.Леванов Б.В. История России IX-XX вв. урс лекций. М.: ЗелО, 1997.
5.Данилов А.А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы. М.: ВЛАДОС, 1997.
Менеджмент – это управление, вид деятельности по руководству людьми и процессами в организации. Также менеджмент – это область знаний о том, как осуществлять процессы управления.
Управление – это не единовременное действие, а сложный процесс, состоящий из серии непрерывных взаимосвязанных действий. Каждое действие является самостоятельным процессом и называется управленческой функцией.
Менеджмент не только практическая деятельность, это и область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управленческую функцию, которые составляют теоретическую базу практики управления. Менеджмент занимается, в отличие от управления производством, не функционально-технологической структурой предприятия, а его организационно-человеческим аспектом. Это социально-гуманитарная дисциплина, т.к. в центре ее внимания — человек. Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.
|
|
Людей профессионально занимающихся управлением называют менеджерами, поэтому под термином "менеджмент" подразумевается определенная категория людей и аппарат управления конкретной фирмой. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Школа научного управления (1885—1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.
Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения.
|
|
Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.