Тема 1.2. Основы методологии исторической науки.
Тема 1.1. История в системе социально-гуманитарных наук.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание дисциплины
Структура дисциплины
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 72 ауд. часов (36 лекций час., 36 семинаров час.), 108 сам. работа час.
Вид учебной работы | Трудоемкость | Семестры | ||
Зач. ед. | Час. | № | № | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||||
Аудиторные занятия. Всего: | ||||
В том числе: лекции | ||||
практические занятия, семинары | ||||
Самостоятельная работа. Всего: | ||||
Вид итогового контроля: | ||||
экзамен |
№ п/п | Наименование тем учебной дисциплины | Всего часов | В том числе аудиторных | СРС | |||
Всего | Лекции | Семинары | |||||
МОДУЛЬ 1. Введение в курс «История России» | |||||||
Тема 1.1. | История в системе социально-гуманитарных наук | ||||||
Тема 1.2. | Основы методологии исторической науки | ||||||
Тема 1.3. | Исследователь и исторический источник | ||||||
Всего по модулю 1. | |||||||
МОДУЛЬ 2. Зарождение и развитие Русского государства в древности и средние века | |||||||
Тема 2.1. | Особенности становления государственности в России и мире | ||||||
Тема 2.2. | Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье | ||||||
Тема 2.3. | Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации | ||||||
Всего по модулю 2. | |||||||
МОДУЛЬ 3. Россия в Новое время | |||||||
Тема 3.1. | Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот | ||||||
Тема 3.2. | Россия и мир в ХХ веке | ||||||
Тема 3.3. | Россия и мир в XXI веке | ||||||
Всего по модулю 3. | |||||||
Всего по курсу | |||||||
МОДУЛЬ 1. Введение в курс «История России»
Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Новые направления в современной исторической науке: микроистория, устная история, тендерная история, история повседневности. Практическая значимость истории. История как учебная дисциплина.
Вид контроля: Устный опрос. Тестирование
Теория и методология исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Понятие о методе и методологии истории. Этапы формирования исторической методологии. Исторический метод в Античности, Средние века и Новое время. Детерминизм в исторической науке: движущие силы исторического развития. Географический, демографический, экономический, технологический и экологический, детерменизмы, классический и конспиративный волюнтаризм.
Вид контроля: Устный опрос. Тестирование
Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации. Проблема истины в исторической науке.
Исторический источник и исторический факт. Исследование приемов выявления исторических источников и их критики. Археология как отдельный раздел исторической науки. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: палеография, сфрагистика, дипломатика, эпиграфика, нумизматика, метрология и т.д. Историческая лингвистика и русский язык. Этнография и фольклористика.
Принципы работы с отдельными видами письменных исторических источников по русской истории на примере: летописи, мемуаров, публикации прессы, законодательного акта, делопроизводственных документов, личного письма.
Вид контроля: Устный опрос. Тестирование