Выводы.
Быт и нравы.
Музыка.
Театр.
Изобразительное искусство.
Архитектура.
Литература.
Наука и техника.
Образование и просвещение.
Общественная мысль.
2.1. Петровские преобразования в оценке общественной мысли.
2.2. Понятия «общего добра» и «общего блага».
2.3. Интерес к человеческой личности.
2.4. Идеи масонства.
3.1. Петровские реформы: Светский характер образования и соединение обучения с практикой. — Введение обязательного обучения грамоте дворянских детей. — Книгопечатание. Реформа алфавита. — Формирование системы учебных заведений.
3.2. Образование во второй четверти XVIII в.: Формирование системы сословных учебных заведений.
3.3. Итоги.
4.1. Государственная политика в области науки: Основные научные учреждения. — Научные кадры. Иностранные и российские специалисты.
|
|
4.2. Естественные науки: География, геология, картография, этнография, ботаника. — Химия. — Физика.
4.3. Техника.
4.4. Гуманитарные науки: История. — Филология.
5.1. Основные особенности.
5.2. Жанры: Бытовая повесть. — Сатирические произведения. — Любовная лирика.
5.3. Стилевые направления: Классицизм. — Творчество В. К. Тредиаковского. — Творчество М. В. Ломоносова.
5.4. Устное народное творчество: Песни о Петре. — Жалобы. — Духовные стихи.
6.1. Гражданское строительство: Возведение административных и общественных построек. — Промышленное строительство. — Строительство дворцов.. 6.2. Градостроительство: Строительство Петербурга. — Строительство в старых городах. — Организация «архитектурного надзора». — Подготовка отечественных архитектурных кадров. 6.3. Стилевые направления: «Петровское барокко». — Зрелое барокко. — Рококо.
6.4. Старое и новое в архитектуре: Петербургская архитектурная школа. — Москва и провинция. — Развитие деревянного зодчества.
7.1. Основные особенности.
7.2. Живопись: Жанры. — Стилевые направления. Барокко. Рококо.
7.3. Гравюра.
7.4. Лубок.
7.5. Скульптура: Основные особенности. — Художественные (стилевые) направления.
8.1. Профессиональный театр: Публичный общедоступный театр. «Комедиальная храмина». — Иностранные актерские труппы. — Первый русский драматический профессиональный театр Ф. Г. Волкова. — Зарождение русского балета.
8.2. Школьный театр.
8.3. Крепостной театр.
10.1. Изменения в период петровских преобразований.
10.2. Быт русского дворянства в середине XVII в.
10.3. Результаты.
10.4. Сохранение некоторых нововведений до настоящего времени.
|
|
1.1. Социально-исторические условия. Реформы Петра I, в той или иной степени затронувшие все стороны жизни общества (см. тему 20 «Эпоха петровских преобразований»), содействовали активизации процесса сближения русской и западно-европейской культур. С одной стороны, действия Петра способствовали ускорению темпов культурного развития, с другой — значительная часть культурных заимствований перенималась механически, деформировалась на русской почве и не приводила к результатам, на которые рассчитывали реформаторы.
Главный результат все же оправдывал затраченные усилия — культурные преобразования создавали необходимую основу для реформ в технико-экономической и военной областях.
Существует мнение, что вводимые Петром I «новшества» носили, как пишет Л. Н. Гумилев, «декоративный характер» и ни в чем не нарушали исконных русских традиций, оставаясь достоянием лишь верхушки общества.
1.2. Основные тенденции. Несмотря на существенные отличия русской культуры XVIII в. от предшествующей, в целом ее развитие находилось под влиянием тенденций, уходивших корнями в предшествующий период.