Документы Комиссариата народного образования использованные для
Установление в Казахстане сталинской тоталитарной системы
IV вариант
PAPER 4
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
продолжительность: 90 минут
Ресурс А Отрывок из письма Сталина членам бюро ВКП б
Казкрайком в журнале «Ак жол». 1925 год 29 мая.
Я полностью поддерживаю привлечение беспартийной интеллигенции к советской печати. Я так же поддерживаю привлечение беспартийной интеллигенции к развитию казахской культуры. Подготовка учебников на казахском языке является основной задачей сферы культуры. Но я против участия беспарийной интеллигенции в политической и идеологической борьбе. Я не поддерживаю участие беспартийных в воспитании казахской молодежи.
Ресурс В 11.06.2009 «День памяти жертв политических
репрессий»
Старший прокурор управления по реабилитации граждан и надзора за исполнением наказаний - Болат Сыздыков.
Главное преступление сталинизма заключалось в применении командно-административной системы, создании системы лагерей, в насильственном переселении народов, нарушении гражданских прав и свобод. По этой причине Сталинская Конституция СССР 1936 года еще больше укрепила эту систему, а социализм обрел тоталитарно-казарменный режим. Как показывают материалы следствия, Уголовно-процессуальный кодекс грубейшим образом нарушался. Об его нарушении свидетельствуют следующие доказательства: уголовные дела возбуждались без постановлений, обвиняемые подвергались аресту безосновательно и без санкции прокурора. Обвиняемые по предвзятой позиции уже считались виновными и месяцами без суда и следствия содержались в тюрьмах ОГПУ. В конце расследования обвиняемых даже не знакомили с материалами дела. Обвиняемые были лишены права на защиту. По завершению дела без утверждения отправлялись во внесудебные органы без и именно они выносили по ним приговоры.
Ресурс С Дип.-Халық-Ағарту-Комиссариатының-қоры
В Казахстане советская власть начала духовное наступление на представителей казахской интеллигенции в лице комиссариата народного просвещения. Ответсвенный секретарь Казкрайкома ВКП (б) Ф.И.Голощекин был против участия представителей казахской интеллигенции в культурной деятельности, их идеологического влияния на общество. Критиковал руководителей Комиссариата народного просвещения, часто требовал проверять интеллигенцию с целью раскрытия их деятельности, подрывающей устои советского общества и дальнейшего отстранения от культурной жизни. До этого времени авторами учебников являлись лидеры «Алаш», поэтому руководство все силы направляло на соответствие учебников советской идеологии.
Ресурс Д Михаил Зельцер сын узницы, 2002 г
«Жети жаргы» книга «Страницы трагических судеб»:
«Кого только не собрал лагерь – здесь находились и артистки, и ученые, и инженеры, и преподаватели. Лошадьми с ассенизационными бочками поначалу управляли дамы в шляпах. Шляпы потом поистрепались, и все приобрели лагерный вид».
Бывшая узница АЛЖИРа Мария Даниленко из Харькова в своих воспоминаниях в той же книге «Страницы трагических судеб» пишет, что у 90 процентов заключенных было высшее образование».
Ресурс Е Фотокопия снимка Гертруды Платайс, узницы АЛЖИРа
(Акмолинского лагеря жен "изменников" родины).
Фотография размещена в музее памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма "АЛЖИР".