Классификация затрат на постоянные и переменные
Анализ безубыточности.
1.Классификация затрат на постоянные и переменные
2.Определение точки критического объема продаж и запаса прочности предприятия
3.Основные направления повышения прибыли на основе маржинального анализа
4.Эффект производственного рычага
В современном финансовом анализе широкое распространение получили (наряду с классическим факторным анализом прибыли) анализ безубыточности (маржинальный анализ прибыли). Он основан на анализе соотношения «Затраты – объем производства – прибыль» и продаж.
В процессе анализа этого соотношения решаются следующие задачи:
1) определяется критический объем производства и продаж, при котором обеспечивается полное покрытие затрат, а также зона безопасности в деятельности предприятия.
2) Рассчитывается объем реализации, обеспечивающий при неизменных затратах получение предприятием необходимой суммы прибыли.
3) Определяется изменение финансового результата при изменении размеров производства. Оценивается эффективность принятия дополнительного заказа.
|
|
4) Определяется воздействие на прибыль снижение цены реализации и т. д.
Т.о анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» играет важную роль в принятии управленческих решений в бизнесе.
В основе анализа данного соотношения лежит деление затрат предприятия на постоянные и переменные, такое деление производится по отношению к общему объему производства и продаж.
Сумма постоянных затрат не зависит от изменения объемов производства.
К постоянным затратам относятся:
1) административно-управленческие расходы (зарплата с отчислениями управленческого персонала, расходы по содержанию административных зданий, командировочные расходы).
2) Амортизация основных средств и нематериальных активов.
3) Арендная плата, % за кредит, некоторые виды налогов(земельный налог)
Переменные затраты (общая их сумма) изменяются с изменением объемов производства и продаж.
К ним относятся затраты:
1) на сырье и материалы
2) зарплата с отчислениями основных производственных работников.
3) Расходы по содержанию и эксплуатации технологического оборудования (топливо, э/энергия, транспортные расходы).
В отношении общепроизводственных расходов имеются разные точки зрения, в частности 50 на 50.
Деление в рамкам общих подходов может быть достаточно условным, поэтому их называют условно постоянные и условно переменные.
В расчете же на единицу продукции переменные затраты относительно постоянны, а постоянные меняются обратно изменению объемов.
|
|
В основе анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» лежит определение уровня безубыточности предприятия или точки критического объема продаж.
Под точкой критического объема понимается такой объем реализации, при котором выручка равна общим затратам (постоянным и переменным) на производство и сбыт продукции, т.е. прибыль равна 0.
Известны графический и алгебраический методы определения точки
Табл. Исходные данные для расчета критической точки
Показатели | Условные обозначения | Значение показателей |
1. Объем продаж, ед. 2.Выручка от продаж, тыс.руб. 3.Затраты на производство и реализацию продукции – всего, тыс.руб. в т.ч. постоянные переменные 4.Прибыль от продаж 5.Цена реал-и ед. продукции,руб. | Q V Z ZC ZV R P |
| |||