Семинар 16. Мир во второй половине XX века
Дополнительная 5,18,20,25,37,51,53.
Основная 8,9,11,12,17,19,21.
Литература
Темы рефератов и сообщений
1. Российская деревня в послевоенные годы.
2. Интеллигенции и власть: от Хрущева до Брежнева.
3. Никита Хрущев: путь наверх.
4. Венгерские события 1956 г.
5. Война в Афганистане: причины, суть, итоги.
- Экономическое и политическое развитие Запада в 40-60-е гг. «Государство благосостояния».
- Научно-техническая революция и социально-экономические проблемы. Политика неоконсерватизма и ее последствия.
- Страны Азии, Африки и Латинской Америки: от деколонизации к модернизации.
- Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX века.
Для успешного освоения темы необходимо выделить наиболее общие тенденции в развитии стран Запада, а также «третьего мира».
Ее изучение рекомендуется начать с внешней и внутренней политики США: установления причин быстрого экономического развития США, их доминирующего влияния в мире и в ООН после Второй мировой войны, рассмотрения их роли в восстановлении и расколе Европы, внутренней политики и социальных программ Г. Трумэна, Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. Затем охарактеризуйте политическую жизнь Западной Европы, выделите общее и особенное в политических концепциях социалистических и консервативных партий. Выясните, в чем выразилось осуществление концепции «государства благосостояния» (социального государства), его успехи и недостатки.
|
|
Важнейшим фактором мирового развития стала Научно-техническая революция, поэтому следует хорошо разобраться в ее направлениях, в структурных изменениях в социально-экономической сфере, и других социальных, экологических и культурных последствиях. Рассмотрите социальные движения в США и странах Европы и установите их связь с последствиями НТР и кризисом социального государства; изучите основные направления политики неоконсерватизма и содержание процесса глобализации мировой экономики.
В третьем вопросе проследите основные события, связанные с крушением колониальной системы и возникновением движения «неприсоединения». Особое внимание обратите на содержание процесса модернизации в странах Азии, Африки и Латинской Америки; на его характер в Индии, Пакистане, Японии, в «новых индустриальных странах» и на его особенности в Латинской Америке (Куба, Бразилия, Чили); а также на противодействие «вестернизации» (Иран, Алжир, Турция) и социалистическому влиянию (Ливия, Египет).
Качественные изменения в социально-экономическом развитии мира привели к переосмыслению философско-культурологических ценностей, возникновению плюралистической культуры и нового взгляда на историю и человека, появлению массовой культуры. Рассмотрите проявления этого явления в литературе, киноискусстве и других видах искусства.
|
|
Вопросы для самоконтроля
1. Какие силы были ведущими в политической жизни Запада в после войны?
2. Какие принципы лежали в основе политики «государства благосостояния»? В чем заключались сильные и слабые стороны этой политики?
3. Каковы основные напрвления НТР? Какие структурные сдвиги произошли в экономике и социальной организации общества под влиянием НТР?
4. Докажите, что в конце 60-х – 70-х гг. на западе развернулся кризис индустриального общества. В чем его отличие от мирового экономического кризиса 1929-1933 годов?
5. В чем заключалась политика неоконсерватизма М. Тэтчер? Чем политика неоконсерваторов отличалась от политики «государства благосостояния»?
6. Как вы оцениваете итоги массовых общественных движений в странах Запада? 7. Почему рок-музыка была тесно связана с молодежным движением 60-х гг.?
8. Почему после Второй мировой войны закончился успехом процесс деколонизации?
9. Благодаря чему Японии и «новым индустриальным странам» удалось выйти на передовые позиции в мировой экономике?