Образовательные технологии
Тема 9. Современная Россия (1985 -2000-е гг.)
План
1. СССР в годы «холодной войны». Роль СССР в решении международных вопросов.
2. От сталинского режима к хрущевской «оттепели».
3. «Оттепель» в духовной и политической жизни советского общества. «Шестидесятники».
4. Развитие образования - переход к всеобщему среднему образованию.
5. Культурное развитие страны.
6. Общий кризис тоталитарной системы в СССР (1965-1991гг.): дискуссии в исторической науке.
План (4 часа)
1. Перестройка и ее последствия (1985-1991 гг.)
2.Становление новой российской государственности:
-реформы Б. Н. Ельцина, их итоги
3.В.В. Путин:
-характеристика личности;
-реформы и деятельность в первый президентский срок (2000 - 2004)
-итоги социально-экономического развития России с 2004-2008 гг.
4.Внешняя политика РФ в 2000 – е гг.
-складывание взаимоотношений со странами Запада;
-отношения со странами Востока;
-взаимодействия со странами Ближнего зарубежья
5.Политический курс Д. А. Медведева: перспективы и противоречия.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, в программе данной дисциплины предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В частности, изучение дисциплины предполагает организацию самостоятельной работы студентов в малых группах, проведение учебных дискуссий, моделирование исторической действительности. Большое значение имеют также использование компьютерных презентаций. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования.
Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение рекомендованной литературы по теме семинарского занятия; подготовку доклада, выступление; выполнение домашних контрольных заданий; подготовку к собеседованию, экзамену.
Темы занятий | Количество часов | Содержание самостоятельной работы | Формы контроля СРС | ||
Всего | Аудит. | Самостоят. | |||
1.1. Революция и реформы в России в начале ХХ века. Политическая модернизация российской системы. | Составить конспект лекции. Выделить особенности российской модернизации. Дать характеристику политической системы России в начале ХХ века | Проверка выполненного задания на семинарском занятии. Обсуждение вопроса на семинарском занятии. | |||
1.2.Россия в 1917 году: от Февраля к Октябрю. | Составить конспект лекции. Составить хронологическую таблицу: «События Февральской революции», выделить три кризиса «правительственной власти» | Проверка выполненного задания на семинарском занятии. Обсуждение вопроса на семинарском занятии. | |||
2. Гражданская война в России (1917-1922). | Подготовить доклад по выбранной теме. Составить конспект лекции, выделить причины гражданской войны, и специфику иностранной интервенции. Составить хронологическую таблицу Гражданской войны. | Обсуждение доклада на семинарском занятии. Проверка выполненного задания на семинаре | |||
3.1.Особенности реформ и реформаторства при диктатуре пролетариата (на примере НЭПа). | Составить конспект лекции. Заполнить таблицу: «Альтернативные варианты преодоления экономических противоречий нэповской модели». | Проверка выполненного задания на семинарском занятии. Обсуждение вопроса на семинарском занятии. | |||
3.2.Индустриальная революция: советский опыт конца 1920-30-х гг. | Составить конспект лекции. | Проверка выполненного задания на семинарском занятии. | |||
4. СССР накануне и в период Великой отечественной войны. | Составить конспект лекции. Подготовить доклады по выбранной теме. | Проверка выполненного задания на семинарском занятии. Обсуждение докладов на семинаре. | |||
5.СССР во второй половине 40-х – начала 50-х гг. и сер. 60-х гг. | Составить конспект лекции. | Проверка выполненного задания на семинарском занятии. | |||
6.Советское общество во второй пол. 60-х – первой пол. 80-х гг. | Составить конспект лекции. Раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере. Подготовить доклад по выбранной теме (реферирование научной литературы). | Проверка выполненного задания на семинаре. Обсуждение доклада на семинарском занятии. | |||
7.СССР в условиях «перестройки» и «постперестройки» (1985–1991). | Составить конспект лекции. Определить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической системы. Выявить основные итоги данного периода. | Проверка выполненного задания на семинарском занятии. | |||
8.Россия на пути исторического самоопределения.: реформы конца XX –начала ХХI века. | Составить конспект лекции. Отразить основные направления экономической политики правительства в 1992-1998 гг. Выделить позитивные последствия рыночных реформ и негативные последствия реформ. Подготовить доклады по выбранным темам. | Проверка выполненного задания на семинарском занятии. Обсуждение доклада на семинаре. | |||
Всего: |