Когда наступала старость, благочестивый брахман должен был расстаться с мирским образом жизни, став отшельником и странствующим аскетом. Он поддерживал свое существование сбором лесных плодов и нищенством, предаваясь самоистязанию и как бы принося в жертву свою телесную оболочку, с тем чтобы
достичь сверхъестественного знания и мистической силы, а затем и наилучшей судьбы после смерти.
Поведение, соответствующее социально-религиозным нормам, по представлениям древних индийцев,
приводило к накоплению религиозной заслуги. Закон воздаяния (карма) обеспечивал тем, кто накопил религиозную заслугу, новое рождение в более высокой варне, а грешникам — в более низкой. Закон
перерождения не ограничивался только человеческим обществом. За грехи человек мог родиться животным,
червем, насекомым, а наградой за праведность служило рождение божеством. Таким образом, и сами боги не были свободны от круговорота перерождений и воздаяния — кармы.