Войны и военное искусство саков

Общественный строй саков

Общественный строй сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Социальные различия в обществе саков особенно хорошо видны на местах захоронений. Там, наряду с большими «царскими» курганами (высотой 15-20 м при диаметре до 100 м.), расположены и захоронения простых общинников, которые значительно уступают «царским» курганам как по величине, так и по богатству погребений. Существенные различия между громадными захоронениями-курганами сакской знати и малыми по размеру карганами наглядно убеждают в имущественной дифференциации общества.

Сакское время – это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства. Все население делилось на 3 группы: воины, жрецы, рядовые общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий.

Из сословия воинов происходили вожди и цари. Вожди сакских племен обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско. Однако царь должен был постоянно доказывать своё превосходство. Он должен был быть лучшим среди воинов. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, вставал впереди войска во время сражения.

Высока была роль народного собрания. В нем равноправное участие принимало все взрослое мужское население страны.

Хозяйство кочевых скотоводов постоянно требовало богатых обширных пастбищ, их сезонную смену. Естественно, что племена нередко боролись за их использование, так как от этого зависело их благосостояние. Кочевники являлись не только пастухами, охотниками, но и воинами. Из поколения в поколение в сакском обществе совершенствовалось военное искусство. Освоение железа дало возможность изготовления прочных не только орудий труда, но и оружия: для ближнего боя использовались мечи, палаши, копья и др. В дистанционном бою применялись луки с металлическими накладками для укрепления.

Сакские воины использовали свои военные навыки не только для завоевания пастбищ. Война, как «доходный промысел», использовалась в целях грабежа, захвата богатств соседей. Часто приходилось переходить от набегов к обороне.

В бою наравне с мужчинами часто принимали участие и женщины. Историки сохранили нам имена массагетской царицы-полководце Томирис и воинственной Зарины.

Ближайшим соседом с юга являлось древнеперсидское государство Ахеменидов, с которым сакам приходилось вести отражательные войны. Основатель этого государства царь Кир предпринял очередной военный поход против саков в 530 году до н.э. В то время племенем массагетов, принявшим на себя основной удар, правила царица Томирис. Массагетам удалось одержать победу над войском Кира, а самого царя захватить в плен и отрубить ему голову.

Персидский правитель Дарий I оставил после себя победную надпись на Бехистунской скале о походе против «саков в остроконечных колпаках» − саков-тиграхаудов. Вот выдержки из этого текста: «Говорит Дарий царь: затем я с войском отправился против Страны саков. Затем саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву … Затем я на голову разбил часть саков, а другую захватил в плен … Затем страна стала моей.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: