Древний Восток. Ную камеру вместе с умершим



ную камеру вместе с умершим. Выполняли роль ответчиков при погребенном, призванных выпол­нять за него работу на загробных полях Осириса. У. изготавливались в виде мумий или людей с мо­тыгами, кирками или другими орудиями труда. В числе изображений встречаются ткачи, носиль­щики, гребцы, повара и т. д. От имени покойного над У. произносили и записывали на них священ­ные тексты с перечислением всех работ. У. выпол­нялись из камня, реже — из дерева; ярко раскра­шивались. В отличие от других видов египетской скульптуры У. не подчинялись требованиям канона (за исключением статуэток, изображенных в «оси-рической» позе мумии со скрещенными на груди руками). В эпоху Нового царства материалом для У. могла служить глина, цветной фаянс. Фигурки У. помещались в деревянный ящик, украшенный росписями.

Литература:

Рубинштейн Р. И. О природе ушебти // Вестник древ­ней истории.2. 1968.

ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ (файюмский портрет), разновидность живописного портрета в Древнем Египте, имевшая ритуальное предназначение. Свое название портреты получили по основному месту их находки (погребения Хавары к северу от


Каира и некрополи Фаюмского оазиса, называвше­гося при Птолемеях Арсиноей). Появление Ф. п. от­носится к эпохе эллинизма и захвата Древнего Египта римлянами. Время его расцвета — середина I—III вв. Портретные изображения применялись в погребальном ритуале наряду с масками, а затем и вместо них. Написанные на деревянных досках, они вкладывались в пелена мумии и помещались вместе с ней в погребальную камеру. Часть наибо­лее ранних Ф. п. писалась на холсте. Ф. п. изобража­ют египтян, сирийцев, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I—IV вв. В Египте так­же был воспринят римский обычай хранить дома написанные на дощечках портреты хозяев или скульптурные маски умерших родичей.

В стилистическом отношении Ф. п. подразделяют­ся на два направления. Одно из них, отличавшееся яркой жизненностью, смелостью передачи светоте­ни, следовало античным образцам. Другое сохра­няло верность традициям египетского искусства. Если в римском портрете преобладает реалис­тическая и даже натуралистическая достовер­ность, то в египетском искусстве налицо доми­нирование духовного начала над пластическим ощущением телесности. По этой причине в Ф. п. второго типа преобладает плоскостность, графич-







Мужской портрет. Энкаустика. Начало II в. н. э.


Портрет пожилого мужчины. Энкаустика. Конец I в. н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: