Пунического царства культура. Круг Праксителя. Статуя юноши, найденная в море близ Марафона


АНТИЧНОСТЬ



Круг Праксителя. Статуя юноши, найденная в море близ Марафона. Ок. 330 г. до н. э.

произведению особую выразительность и живопис­ность. В древности скульптура была раскрашена: кудри Гермеса красно-коричневого цвета украша­ла серебряная повязка; глаза и губы были подкра­шены, а фигура натерта воском, смягчавшим блеск отполированного мрамора и придававшим ему теплый золотистый тон. По сведениям ряда писателей, для раскрашивания своих пластических работ скульптор приглашал художника Никия из Афин. Некоторыми учеными принадлежность ста­туи Гермеса П. еще некоторое время назад оспа­ривалась, она считалась первоклассной поздней копией с оригинала П.

К наиболее достоверным произведениям П. при­надлежит «Аполлон, убивающий ящерицу» («Аполлон Сауроктон»). С меньшей достоверностью ему приписываются такие произведения, как «Пья­ный сатир», «Артемида Габийская», «Афродита с зеркалом» (360-350 гг. до н. э.) и некоторые другие. Возможно, учеником или последователем П., во всяком случае, мастером, близким ему по художе­ственным воззрениям, создана знаменитая статуя Марафонского юноши, найденная в море и датиру-


емая приблизительно 330 г. до н. э. Творчеств-: П. есть свидетельство осознанного и решительное: обращения греческого искусства к теме внутрен­ней жизни человека, его эмоциональных состояний. Столь же важной была эта задача для другого ге­ния эпохи — Скопаса. Скопас и П. по-разному под­ходят к ее решению; при этом искусство оботгх скульпторов с разных сторон раскрывает противо­речивый и сложный дух времени.

Литература:

Белов Г. Д. Праксителъ. Л., 1973.

ПРОПИЛЕИ, парадный вход на афинский Акро­поль, выдающийся памятник античного зодчества классического периода. П. представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой — к вершине Акрополя. Эти портики были увенчаны скульптурными фрон­тонами. Потолки портиков украшали квадратные углубления — кессоны, в древности расписанные золотыми звездами по синему фону. В планировке П. архитектор Мнесикл умело использовал неров­ности естественного холма Акрополя. В том месте, где пологий склон резко повышался, он построил поперечную стену с пятью проходами. Централь­ный проход, предназначенный для торжественных процессий, в обычное время был закрыт бронзо­выми воротами. К боковым входам вели лестницы. Сквозь широкий проход между портиками шла вы­сеченная в скале дорога, которую обрамляли с дой стороны по три стройные ионические колонны. Смелое сочетание двух ордеров (дорического и ионического) в украшении П. придает им особую красоту. В северном крыле П. находилась пинако­тека — хранилище картин.

Литература:

Роговин Н. Е. Пропилеи Акрополя в Афинах. М., 1940.

ПРОСТИЛЬ (от греч. рго — впереди и зтЛоз — колонна), античный тип прямоугольного храма, перед фронтальной стороной которого находится ряд колонн. Когда этому ряду колонн соответствуют колонны по заднему фасаду храма, теория архи­тектуры определяет такой тип здания как амфи-простиль (т. е. двухсторонний П.).

ПУНИЧЕСКОГО ЦАРСТВА КУЛЬТУРА, худо­жественные памятники Древнего царства, осно­ванного в Северной Африке переселившимися туда финикийцами, которые основали ряд коло­ний. Историческая судьба центральных и западных районов Северной Африки значительно отлича­лась от культурной истории соседних территорий (Египетской Александрии, Киренаики), изначаль­но связанной с эллинизмом и восточными провин­циями Римской империи. Тунис, Алжир, Марокко




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: